Намедни актер Дмитрий Певцов, известный, помимо прочего, своей трепетной любовью к товарищу Сталину, считающий генералиссимуса величайшим человеком в истории России, предложил ввести в стране государственный контроль в сфере культуры. По его мнению, изгнанием бесовщины со сцены, экранов и выставочных залов должна заниматься специальная комиссия по цензурированию произведений искусства.
Видные деятели культуры — от либерала Владимира Познера до члена КПРФ Владимира Бортко — дружно осудили инициативу звезды «Бандитского Петербурга», напомнив актеру, что цензура в России запрещена Конституцией. А известный писатель Дмитрий Глуховский даже посоветовал Певцову обратиться к наркологу. Почему актеру следует наблюдаться именно у специалиста этого профиля, — для меня осталось загадкой, пусть знаменитости выясняют отношения между собой. Возможно, даже с привлечением специальной комиссии, которая отцензурирует двусмысленную реплику писателя. Или подвергнет цензуре заявление актера.
Но неожиданно Певцова поддержала высокопоставленный депутат Госдумы Елена Драпеко. Она предложила в законодательном порядке сформировать из авторитетных людей некий Высший совет по нравственности, проект которого, оказывается, разрабатывал еще Станислав Говорухин. По ее словам, «речь идет не о цензуре, а оценке того, что происходит в публичном пространстве. Это касается театра, СМИ — телевидения и интернета. Инициативу Певцова в такой форме я бы поддержала».
Предполагаемый совет, по словам Драпеко, будет рассматривать и оценивать не все, что выходит на экраны и театральные сцены (и на том спасибо), а только спорные произведения и коллизии. Например, как это было в случае с фильмом «Смерть Сталина». «Когда возникают такие спорные ситуации, совет по нравственности должен будет подключаться — как Конституционный суд. Я надеюсь, что будущая Государственная Дума займется этим вопросом», — резюмировала Драпеко.
То есть, в переводе с витиеватого думского на обывательский, цензуры у нас нет. Но министерство культуры, которое за последние годы запретило к показу не только упомянутый выше фильм «Смерть Сталина», но и с десяток других известных фильмов (в их числе «Клип» Майи Милош, «Любовь» Гаспара Ноэ, «Борат» Ларри Чарльза, «Номер 44» Даниэля Эспинозы, четыре фильма из проекта Ильи Хржановского «Дау»), уже само с охранительными функциями, видимо, не справляется. И надо срочно городить некий Совет по нравственности, который будет присматривать уже и за минкультом. Якобы такие советы, по мнению Елены Драпеко, существуют во многих странах.
Поискал в интернете - никаких таких советов по нравственности, которые занимались бы цензорскими функциями, не нашел нигде, кроме Белоруссии, где тоже недавно озаботились этой проблемой. Ну, представления Лукашенко о нравственности мы обсуждать не будем, это не смешно. А в подавляющем большинстве развитых стран получение разрешения на показ фильма носит рутинный, сугубо уведомительный характер. То есть, подается заявка — и после этого фильм может выходить в прокат. В России же министерство культуры вправе не выдать фильму прокатное удостоверение, чем, как мы видим, оно время от времени с усердием, достойным лучшего применения, и занимается.
«Я уговариваю, прошу, а теперь уже требую от Минкультуры изменить весь этот порядок выдачи разрешительных (прокатных) удостоверений, что, по сути, является цензурой. Прокатных удостоверений вообще не должно быть!», — не устает взывать к властям выдающийся кинорежиссер Александр Сокуров. Для регулирования российского кинопроката «вполне достаточно уголовного кодекса и Роскомнадзора, которые не допустят на экраны пропаганду наркотиков или, к примеру, педофилию», — считает Сокуров. Но его не слышат.
А другой кинорежиссер, знаменитый мультипликатор Константин Бронзит на новую инициативу Дмитрия Певцова только обреченно махнул рукой: «Пускай вводят, мне уже все равно. Я уже так привык, что куда не повернешься — везде забор. Его раньше не было, а теперь стоит».
Добавлю от себя, что если у Елены Драпеко со товарищи все-таки получится такой «забор» соорудить, то у Высшего совета по нравственности я первым делом попрошу рассмотреть персональное дело... актера Дмитрия Певцова, который не так давно снялся в главной роли в фильме «На Париж». Для тех, кто сей опус не видел, напомню вкратце, о чем он. Там группа советских офицеров в мае 1945 года из Берлина решила махнуть в самоволку. В итоге воины-победители оказались в борделе под Парижем, где гуляли-кутили всю ночь напролет с местными путанами. Не попахивает бесовщиной?
Лично я против этого фильма ничего не имею, он достаточно невинный по нынешним временам, хотя и мало-высокохудожественный. Но подозреваю, за такой сюжетец товарищ Сталин отправил бы авторов фильма на нары или даже пустил бы в расход. Советская цензура времен Брежнева однозначно положила бы фильм на полку, а его создателей, не исключаю, отправили бы в психушку. А как решит Высший совет по нравственности, паче чаяния он будет создан, — это мне самому будет интересно узнать.