Председатель Счетной палаты С. Степашин, комментируя отчеты своих подчиненных, пришел к выводу, что правительство в проекте бюджета-2003 снова занизило основные макроэкономические показатели года. Во всяком случае, ВВП мог быть на 30 млрд. рублей выше посчитанного Белым домом. При том, что весь ВВП на будущий год прогнозируется на уровне 13 трлн. рублей, эта сумма кажется не столь значительной. Но даже эту малую толику Минфин не готов принимать в расчет, отстаивая позицию словами своего министра Алексея Кудрина, что прочность бюджета уже предельная.
Однако в Госдуме, где на 25 сентября назначено время рассмотрения бюджета, сомневаются в достоверности правительственных прогнозов. Зампред бюджетного комитета Оксана Дмитриева уже высказалась по поводу занижения параметров бюджета, заявив, что он "построен таким образом, что любое его перевыполнение распределяется правительством по собственному усмотрению". Ее коллега Михаил Задорнов также считает, что Минфин на 80 млрд. рублей завысил непроцентные (без учета долгов) расходы текущего года и соответственно планку профицита с тем, чтобы иметь запас прочности в исполнении бюджета на следующий год.
В Счетной палате также согласны с думцами в том, что бюджет ориентирован в основном на погашение внешнего долга. В связи с этим ревизоры провели свое собственное исследование наших долговых обязательств. Проверка показала, что у правительства нет порядка в том, кому, сколько и когда должна заплатить Россия. На начало этого года сумма задолженности странам Парижского клуба кредиторов составляла 42,5 млрд. долларов, из которых чисто российский долг насчитывал только 6,26 млрд. долларов. Весь остальной долг - 36,3 млрд. рублей - приходился на долги бывшего СССР. С 1993 года начался долговой отсчет, Россия провела 5 реструктуризаций по долгам Союза, в результате которых более 80 процентов всех советских долгов (34,86 млрд. долларов) со сроком погашения до 2020 года было реструктурировано. При этом оказалось, что процентные платежи, растянувшиеся во времени, увеличили советский долг с 30,5 до более чем 36 млрд. долларов.
Вот такой неожиданной оказалась цена договоренности с клубом о рассрочке - 6 млрд. долларов! В итоге Россия вышла на совершенно иной порог расчетов по долговым обязательствам. Начиная с этого и по 2020 год мы должны будем заплатить 55,5 млрд. долларов. Специалисты, для которых эта цифра совсем не открытие, обратили внимание на тот факт, что такая арифметика не в нашу пользу образовалась в результате договоренностей, заключенных в 2000 году главным российским переговорщиком с кредиторами Лондонского клуба, каким в то время был нынешний премьер-министр Михаил Касьянов.
В этой связи тема пиковых платежей, приходящихся на 2003 год, была подвергнута сомнению Михаилом Задорновым. Он считает, что этот пик Россия прошла в прошлом 2001 году, когда в номинальном и относительном выражениях платежи по внешнему и внутренним долгам составили 6 процентов ВВП. В будущем году, как свидетельствует проект бюджета, на долговые цели будет истрачено уже 5,5 процента российского ВВП. Впрочем, у правительства остается шанс отодвинуть сроки платежей еще раз, если, конечно, на то согласятся наши кредиторы. А почему бы и нет, если по условиям новой реструктуризации они заработают на советских долгах не один миллиард долларов? Выгодно ли России договариваться на таких кабальных условиях - ответит правительство в ходе предстоящего обсуждения бюджета в Госдуме.