Главная Культура 00:18 17 Июня 2022 13140
Про служение и просто работу

Разговор с Юрием Соломиным накануне его дня рождения

Любовь Лебедина
В роли Доменико Сориано в спектакле «Филумена Мартурано». Фото предоставлено Малым театром

Завтра, 18 июня, у народного артиста СССР, Героя Труда России, полного кавалера ордена «За заслуги перед Отечеством» Юрия Соломина день рождения. Ему без одного дня 87, но как же трудно встроиться в его деловой график — даже театральному обозревателю «Труда», с которым у Юрия Мефодьевича давние добрые отношения! Выпуск премьер, репетиции уже идущих спектаклей, вводы новых исполнителей, подготовка к гастролям — Соломин держит руку на пульсе Малого театра ежесекундно, служа его художественным руководителем с 1988 года.

— Юрий Мефодьевич, почему принято говорить: «Я служу в театре», а не «работаю»?

— Потому что это понятие того же рода, что служба Отечеству. Наши старые мастера служили Дому Островского всем телом и душой, передавая накопленный опыт следующему поколению. Когда я пришел в Малый после окончания Щепкинского училища, то застал в нем Елену Николаевну Гоголеву, Веру Николаевну Пашенную, Татьяну Петровну Панкову, Николая Афанасьевича Светловидова. Уж не говорю о Борисе Андреевиче Бабочкине, Михаиле Ивановиче Цареве, Михаиле Ивановиче Жарове — это была самая мощная труппа в Москве. В таком театре нельзя просто работать.

— Сейчас вновь много говорят об идеологии, хотя некоторое время само понятие это считалось отжившим. А что думаете вы на этот счет?

— Если под идеологией понимать творческую политику, то как же без нее? Это одна из главных скреп в деятельности любого творческого коллектива. Если речь о Малом театре, то у нас весь репертуар, считайте, идеологический, поскольку в основе его — классическая литература, нацеленная на сохранение и процветание русского языка, русского духа, самой России.

Вспоминаю свои отроческие годы в Чите, пришедшиеся на Великую Отечественную войну. Тогда никому в голову не могло прийти издеваться над русской литературой так, как это делают сейчас некоторые наши «продвинутые» театры, не только переписывая содержание пьес, но и заменяя их идейный смысл режиссерскими кунштюками.

— В следующем году мы будем отмечать 200-летний юбилей Александра Островского. Так хочется, чтобы к этой дате прибыло спектаклей по-настоящему глубоких, добрых, красивых — и современных.

— Постоянно твержу об этом нашему директору Тамаре Анатольевне Михайловой. И слышу в ответ: «Вы бы хоть посчитали, сколько пьес Островского идет в нашем репертуаре». Считаю — получается 15. Делать нечего, будем играть на Большой сцене и в филиале на Ордынке 15 спектаклей подряд, включив их в программу национального театрального фестиваля имени Александра Островского. Напоминая тем самым миру, в том числе не слишком дружественной к нам его части, что у русского психологического театра есть будущее.

В роли Войницкого в спектакле «Дядя Ваня»

Помните старую шутку насчет «не дождетесь»? Так вот, кроме шуток: у нас Юрий Иванович Каюров в 95 лет, Лилия Витальевна Юдина в 93 года, Ольга Александровна Чуваева в 92 года играют так, что у молодых от восхищения глаза загораются. А сами эти молодые! Сходите хотя бы на «Последний срок» Валентина Распутина, выросший из дипломного спектакля моей жены Ольги Николаевны. К сожалению, ее уже нет, и я не могу сказать, что время лечит душевные раны. Но ничей труд не пропадает бесследно, традиция живет, и это помогает выстоять.

— Ваши бы слова о ценности традиций да в уши нашим теперешним начальникам от культуры, вдруг принявшимся без разбору сливать московские театры...

— Если бы у меня был случай поговорить с главой департамента культуры Москвы Александром Кибовским, я бы ему посоветовал пройти ликбез по истории столичных коллективов. Тогда, возможно, он что-то изменил бы в своих решениях насчет объединения театров с абсолютно разной эстетикой, вроде студенческого «Моста», недавно обратившегося ко мне за помощью, и академического Театра имени Моссовета. А как можно было сгонять под одну крышу театры «Сфера» и «Эрмитаж»? Кстати, господину Кибовскому не мешало бы знать, что в театре «Сфера» почти вся труппа состоит из выпускников Щепкинского училища, поскольку худрук театра Александр Коршунов, сын прославленных Екатерины Еланской и Виктора Коршунова, преподает в этом учебном заведении. Так что если Александру Викторовичу, много игравшему и ставившему у нас, придется совсем невмоготу, буду рад вновь видеть его в стенах Малого.

— Александр Коршунов пытался вразумить сотрудников департамента культуры, но ему категорично ответили: как мы решили, так и будет.

— Как это решили?! А театральная общественность, а Союз театральных деятелей, с которым даже не посоветовались: Уж сколько раз твердили миру: культурой должны заниматься профессионалы, иначе беда. Что, на мой взгляд, уже происходит с кинопродукцией на федеральных телеканалах. Есть там сегодня фильмы уровня «Семнадцати мгновений весны» или «Адъютанта его превосходительства»? Если посмотреть навскидку пару-тройку теперешних сериалов, такое впечатление, будто сценарии пишет одна бригада поденщиков, «заселяющих» страну исключительно мошенниками и убийцами, в крайнем случае — полицейскими, которые мало чем отличаются от паханов.

С Акирой Куросавой и бурятским актером Максимом Мунзуком во время съемок фильма «Дерсу Узала»

Недавно мне предложили кинопроект с местом действия в Забайкалье, видно, посчитав, что раз я выходец из тех мест, то соглашусь не глядя. Как бы не так! Материал оказался настолько примитивным, что мне показалось кощунственным вновь сниматься с ним в местах, где когда-то великий Акира Куросава снимал своего «Дерсу Узала», получившего «Оскар». Сила той ленты была такова, что, приезжая в Японию, я чувствовал себя чуть ли не национальным героем, где сыгранного мной Владимира Арсеньева знали и любили все.

— А сегодня вас могут в эту самую Японию вовсе не пустить.

— Что значит — не пустить? Будь моя воля, я бы дал свободу перемещения всем, кто того хочет. Не нравится вам сейчас в России, попавшей под санкции? Езжайте куда глаза глядят. Правда, для людей, в которых живет родственное чувство к стране, давшей им жизнь, профессию, карьеру, это невероятно трудный, невозможный шаг. Впрочем, решать судьбу других не берусь, но полагаю, с моими учениками — Людмилой Поляковой, Людмилой Титовой, Василием Бочкаревым — ничего подобного бы не приключилось. Они прикипели к Малому театру на всю жизнь.

Это к вопросу о служении и просто работе...

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5402
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 4969
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...