Главная Культура 00:05 17 Июня 2022 11134
«Асса» - в массы, деньги - в кассу

Как создавался самый популярный фильм Сергея Соловьева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Татьяна Друбич признавалась, что очень боялась, как бы ее не выгнали из поликлиники за прогулы, а Станислав Говорухин поначалу наотрез отказался играть Крымова

В повторный прокат выходит фильм «Асса», снятый в 1987 году. Его покажут в 250 кинотеатрах в разных городах страны — от Владивостока до Калининграда. Картина, рассказывающая о конце брежневской эпохи, в то бурное время, когда она создавалась, произвела подлинный фурор. А прозвучавшая в финале «Ассы» песня Виктора Цоя «Перемен! Мы ждем перемен!» стала знаменем перестроечных процессов. А теперь культовый фильм Сергея Соловьева явился к нам совсем в иную эпоху.

К моменту работы над «Ассой» Соловьев, несмотря на свой молодой для режиссера возраст (слегка за 40), был уже автором 10 картин, мэтром, увенчанным призами международных кинофестивалей. Но ни один из его фильмов — ни «Станционный смотритель», ни «Избранные», ни «Сто дней после детства» вкупе со «Спасателем» и «Наследницей по прямой» — не принес режиссеру большого зрительского признания. Доходило до того, что на его фильм «Чужая Белая и Рябой», получивший в Венеции Большой специальный приз жюри, завозили на сеансы солдат, чтобы в зале было поменьше зияющих прорех. А в это время на картину Меньшова «Москва слезам не верит» люди занимали очередь с ночи. И Соловьев твердо решил снять зрительский хит.

«Я попробовал выработать некий беспроигрышный модуль кассового успеха, чтобы в зал пришли не только живые, но и мертвые, — рассказывал мне в свое время Сергей Александрович, с которым мы были в дружеских отношениях. — За основу я решил взять индийскую мелодраму и ее типовые клише. В фильме должен быть преуспевающий бизнесмен преклонных лет, его любовница — молоденькая святая душа. У любовницы вдруг любовь к молодому, пусть и не индусу, так к Африке (творческий псевдоним исполнителя роли Сергея Бугаева. — «Труд»). Ну и, конечно, ревность, кровь, месть, музыка, песни, пляски...»

«Тут я, правда, спотыкался, — продолжал Соловьев. — Я не очень понимал, кто будет петь и о чем. У меня хорошие отношения с Аллой Пугачевой, в то время я даже размышлял, какие песни у нее выпросить. Но тут режиссер Андрей Эшпай мне подсказал: езжай в Ленинград, там есть удивительные ребята, они и поют, и пляшут, и вообще такое вытворяют! Я поехал и открыл для себя новый мир. Я ведь никого из них в то время не знал — ни Цоя, ни Гребенщикова, ни Курехина, ни Майка Науменко, никого. Открыв рот и раззявив уши, я, как восторженный неофит, впитывал в себя культуру питерского андеграунда, испытывая эстетическое потрясение от творчества этих чрезвычайно одаренных людей. Так началась «Асса» — наверное, моя самая популярная в народе картина».

Написать сценарий «Ассы» Соловьев пригласил 22-летнего талантливого сценариста Сергея Ливнева. Ливнев, влюбленный в то время в актрису Алику Смехову, подарил главной героине это притягательно-странное имя: Алика. Сыграла ее, как водится, жена и муза режиссера Татьяна Друбич, от которой, по словам Соловьева, в кадре неизменно исходит «мощное нерукотворное сияние». Сама Татьяна считала и до сих пор без тени кокетства считает себя «актрисой по недоразумению». В то время она занималась воспитанием только что родившейся дочери Ани, работала в поликлинике врачом, параллельно снималась у Говорухина в фильме «Десять негритят» и больше всего на свете боялась, как бы ее не выгнали из поликлиники за частые отлучки с работы.

На роль хозяина жизни, «авторитетного предпринимателя», матерого цеховика Крымова Соловьев решил пригласить своего старшего товарища Станислава Говорухина, что оказалось нелегким делом. Станислав Сергеевич, снявшийся перед этим у Киры Муратовой в изрезанном цензурой фильме «Среди серых камней», решил к своим 50 годам поставить на актерской карьере крест. И ответил Соловьеву в присущей ему жесткой манере: «Не знаю и знать не хочу никакого Крымова. Я не актер, убедился в этом уже не один раз, у меня есть режиссерская профессия, вот и буду ею заниматься».

«Тем не менее, — рассказывал мне Соловьев, — я включил зануднейшую сторону своей натуры и каждый день буквально выгрызал ему все внутренности: «Слава, ты и есть Крымов, ты должен сыграть Крымова». Я его буквально сводил с ума, и в какой-то момент он не то чтобы согласился, а буркнул мне: «Ладно, давай попробуем». И после окончания съемок фильма «Десять негритят» приплыл с Таней Друбич в Ялту, где под заснеженными пальмами мы снимали «Ассу».

Наконец, третью роль в любовном треугольнике Соловьев предложил Борису Гребенщикову, но тот учтиво отказался: дескать, я и по возрасту старше юного героя, да и каждый должен заниматься своим делом. В итоге честь сыграть мальчика Бананана, готового умереть во имя свободы и любви, выпала уже упомянутому Сергею Бугаеву, он же Африка, — художнику, музыканту, колоритнейшему представителю питерской богемы. Попав в квартиру-мастерскую Африки, Соловьев впоследствии практически целиком перенес интерьер его комнаты в свой фильм. Каждую вещь, как эрмитажную драгоценность, описали, пронумеровали и отправили в Ялту. А после съемок с таким же тщанием вернули в Ленинград.

Вездесущий Бугаев-Африка привел Соловьева на полуподпольный концерт группы «Кино» — так в фильме появился Виктор Цой. Африке принадлежит и авторство названия картины. Сценарий Ливнева назывался «Здравствуй, мальчик Бананан!». С одной стороны, это была отсылка к модной композиции Юрия Чернавского, которая вошла в рок-альбом «Банановые острова», записанный в 1983 году. С другой стороны, это был намек на знаменитое пушкинское: «Здравствуй, племя младое, незнакомое». Но в итоге у фильма появилось нынешнее название «Асса». Как оно возникло? Вот версия Сергея Соловьева.

«Пришел ко мне Африка в три часа ночи в трусах в гостиницу «Ялта» и говорит: «Хотите фильму успеха? Нечеловеческого? Немыслимого? Такого, какого даже представить не можете? Назовите фильм «Асса»! Я в ответ: «Какого успеха, Африка? Три часа ночи!» «Назовите фильм «Асса», — твердил он. И стал говорить про ветхозаветного Ноя, который, сойдя на землю со своего ковчега, вскричал: «Асса!» Всем этим он меня утомил. «Ну не хотите так, тогда можете это название рассматривать как аббревиатуру: «Автор Соловьев Сергей Александрович». Африка ушел, я лег спать, а утром проснулся и понял, что моя картина называется «Асса».

Съемки фильма проходили в Ленинграде (в Михайловском замке снимали историческую часть картины с убийством императора Павла), в Москве (в частности, сцены на ипподроме и финальный концерт в парке Горького), в Ялте (в гостинице «Ореанда», в Никитском ботаническом саду и на канатной дороге). Особое очарование фильму, конечно же, принесли ялтинские сцены с неожиданно выпавшим в ноябре снегом. По сценарию снег не предусматривался, и режиссер даже распорядился приостановить съемки. Но Говорухин убедил Соловьева, что южный город, занесенный снегом, придаст изображению на экране нездешний, фантасмагорический колорит, который пойдет на пользу фильму.

Но, разумеется, «Асса» не имела бы того общественного резонанса без финальной сцены с песней Цоя «Перемен!». Собирать многотысячную массовку у Соловьева не было ни организационных возможностей, ни денег для оплаты статистов. Узнав об этом, Цой очень просто решил проблему. Он позвонил по нескольким телефонам и сообщил, что в такое-то время в такой-то день в Зеленом театре состоится его бесплатный концерт. В итоге толпа фанатов группы «Кино» числом примерно в 10 тысяч еще до начала съемок снесла ворота в Зеленом театре и заняла все места. Лавки ломились от зрителей и ломались, тут и там вспыхивали потасовки, зажигались дымовые шашки. Соловьева никто не слушал, все повиновались только Цою. Благодаря ему съемка прошла без увечий и больших эксцессов, если не считать перевернутой напоследок пожарной машины.

Еще до съемок этой сцены Соловьев взял с Виктора слово, что тот не будет исполнять песню на публике до премьеры фильма. Цой пообещал и слово свое сдержал, хотя премьера фильма задерживалась. «Ассу» под невиданно активную для того времени рекламную кампанию собирались предъявить публике в ноябре 1987 года в столичном «Ударнике». Но накануне премьеры директор кинотеатра, расположенного недалеко от Кремля, испугался нашествия неформалов, и показ фильма отменили. В итоге «Ассу» при поддержке Горбачева, которому Соловьев отбил телеграмму, впервые показали в марте 1988 года в ДК Московского электролампового завода. Премьера сопровождалась выставками авангардных художников, рок-концертами, продажей значков и маек с надписью «Асса», пластинок и кассет с саундтреком из фильма.

При бюджете в 450 тысяч рублей «Асса» за восемь месяцев показов по всей стране (а дальше советский прокат рухнул) собрала более 80 млн. Но, как говорится, не рублем единым. Картина, которая задумывалась едва ли не как индийская мелодрама, по ходу съемок обрастала новыми задачами и смыслами, обогащалась импровизационными находками, смелыми стилевыми решениями. В итоге «Асса» стала вехой и в творчестве режиссера, и в истории отечественного кино. Помимо прочего, она легализовала русский рок, выдвинула на авансцену Евгения Хавтана, Владимира Матецкого, Анри Волохонского, Виктора Цоя и группу «Кино», Бориса Гребенщикова и «Аквариум», Жанну Агузарову и группу «Браво». Сегодня иных уже нет, в том числе и самого Сергея Соловьева, ушедшего из жизни полгода назад, иные далече...

Для нескольких поколений зрителей «Асса» стала не только ярким фактом искусства, но и громким общественным явлением, знаменем перемен. Хотя, грустил впоследствии Сергей Соловьев, никто из той многотысячной толпы, которая внимала в парке Горького яростной песне Виктора Цоя, не предполагал, что перемены окажутся совсем не такими, какими их хотели и ждали...

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5392
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 4934
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...