Недавний бензиновый кризис на Украине стал своеобразной отмашкой для начала открытого пересмотра Киевом своей политики в топливно-энергетическом комплексе. Главная цель - снизить поставки из России. Команду премьера Юлии Тимошенко удивительно дружно поддержал парламент, создав законодательный механизм влияния на нефтерынок: резко снижены ставки акцизного сбора на все виды бензина, а на высокооктановые марки и на дизтопливо импортная пошлина вообще отменена. Введена нулевая ставка НДС на операции по транзиту нефти. И это уже дает результаты. Информированные источники уверяют, что буквально за полторы недели в страну танкерами и железнодорожными составами поступило свыше 100 тысяч тонн нероссийского топлива.
Более кардинальные шаги по снижению энергетической зависимости от России предусмотрены соответствующим указом Виктора Ющенко. Он, в частности, предусматривает создание госрезерва светлых нефтепродуктов в размере 10 процентов от объема годового потребления, а также внедрение вертикально интегрированной схемы управления корпоративными правами, принадлежащими государству в уставных фондах нефтяных и нефтеперерабатывающих предприятий. Для этого на базе "Укрнефти" будет создана вертикально интегрированная национальная компания (ВИНК). А чтобы заручиться "нефтяной поддержкой", глава государства посетил Казахстан, тоже нацеленный на диверсификацию, но в отличие от Киева - не импортных, а своих экспортных маршрутов. Не загруженные нефтепроводы и нефтезаводы Украины Астану давно интересуют как вариант для транспортировки на Запад своей нефти и нефтепродуктов. Нурсултан Назарбаев выразил готовность его страны приобрести Одесский НПЗ и участвовать (на правах одного из акционеров) в продлении нефтепровода Одесса - Броды до Плоцка и Гданьска с тем, чтобы выйти на Балтику. По словам посла Казахстана на Украине Амангельды Жумабаева, в ходе переговоров двух президентов "достигнута договоренность по созданию СП для строительства параллельного участка нефтепровода Одесса - Броды протяженностью 52 километра, возможно, уже на правах собственника, а также нефтеналивного терминала".
Алексей Ивченко, глава правления НАК "Нефтегаз Украины", не исключает возможностей отказа уже в начале 2006 года от работы нефтепровода Одесса - Броды в реверсном режиме. Политическую поддержку использования этой "трубы" в европейском направлении и при условии ее заполнения казахстанским сырьем Украина, конечно же, получит от США. Как заметил один из американских аналитиков, "успех этого проекта в окончательном итоге позволит остановить тревожное сползание Европы к чрезмерной зависимости от России в вопросах поставки энергоносителей".
Еще большими надеждами на независимость от России в ТЭКе официальный Киев укрепился после недавнего визита Ющенко в Турцию. Украина предложила, а Анкара, как сообщается, поддержала десять приоритетных пунктов развития двустороннего сотрудничества, в том числе в энергетической, военной и космической сферах, в совместных проектах по транспортировке нефти, газа и электроэнергии.
Оптимистические заявления сделала Юлия Тимошенко после своей недавней встречи с премьером Азербайджана Артуром Расизаде. Баку готов принять участие в строительстве нефтеперерабатывающих заводов на Украине. С Азербайджаном возможна диверсификация снабжения энергоносителями.
На фоне этих и других поисков Киевом альтернативных - не российских - источников нефти и газа пересмотр новыми властями Украины своей позиции в отношении "Международного консорциума по управлению и развитию газотранспортной системы Украины" для специалистов не стал неожиданностью.
Виктор Ющенко подчеркнул: "Если мы говорим, что это предмет интереса консорциума, то мы хотели бы на аналогичную сумму иметь соответствующий экономический интерес на российской стороне, например, в виде участка транзита газа, собственной добычи газа в России или чего-то другого".
Фактически идет ревизия отношений с российскими партнерами. Чем закончится стратегия "оранжевой" команды по "снижению энергетической зависимости от российского капитала", пока трудно сказать. Но вот что сказал мне один из сотрудников НАК "Нефтегаз Украины":
- Как бы мы не оказались у разбитого корыта перед лицом начала "холодной войны" с российским Газпромом. Негативные последствия такой конфронтации могут быть куда реальнее планов создания новых консорциумов и обходных маршрутов. Нужно искать компромиссы и не забывать, что именно наша политика непоследовательности в отношении к России всегда провоцировала ее к жестким ответным шагам.
Характерно, что местные СМИ предрекают уже в ближайшем будущем газовый кризис, причем более болезненный для народнохозяйственного комплекса Украины, чем предыдущий бензиновый.