Для федеральных властей идея обязательного жилищного страхования приобрела актуальность сразу после прошлогоднего наводнения на юге России. Пострадавшее жилье в своем большинстве было не застраховано, поэтому все проблемы с восстановительными работами "свалились" почти исключительно на плечи государства - из-за чего бюджет, по некоторым оценкам, потерял порядка 15 млрд. рублей. Поскольку всем было ясно, что беда эта явно не последняя, Госстрой тут же приступил к подготовке концепции обязательного страхования жилья (ОСЖ). В марте документ "вчерне" был готов, начался процесс его доработки. Теперь, по данным Госстроя, процесс вышел на стадию, когда сам вопрос - страховать или нет - уже не дебатируется. Речь идет лишь о сроках и условиях.
Законопроект обещает, что под обязательное страхование попадет практически весь жилой фонд страны, а это почти треть основных фондов России. Кроме квартир граждан, в обязательном порядке обяжут застраховать свои дачные владения. При этом разработчики закона и страховщики в качестве главного аргумента в пользу ОСЖ заявляют, что налогоплательщики не должны платить за пострадавших от стихии: мол, это забота страховщиков. Ну а откуда деньги возьмут сами страховщики, всем понятно: из кармана обязательно застрахованных.
Даже главный вопрос ОСЖ - как оценивать квартиру - решен в пользу рыночной ее стоимости, которую выставит страховщик. От этой цифры будет начисляться процент по страховым выплатам. В проекте закона страховую сумму предлагается установить в половину "от остаточной восстановительной стоимости на начало календарного года". На деле это означает: если квартира или дом стоят 50 тысяч долларов, то страховая сумма составит 25 тысяч. От нее и будет назначаться размер страхового взноса. Величина тарифа пока не определена, ее установит правительство специальным постановлением.
Для сведения: сегодня тарифы страховых компаний составляют 0,3-2 процента, в зависимости от цены жилья и степени риска. К примеру, дом с деревянными перекрытиями и плохим состоянием считается более "рискованным", чем серийно-панельный, а потому тариф на его страхование - выше. Но это - "частное" и, что немаловажно, добровольное страхование. А потому здесь цены особенно не задерешь - клиенты разбегутся. Тарифы на обязательное жилищное страхование, как уже сказано, установит правительство. Разработчики закона утверждают, что цена полиса будет небольшой - максимум до 0,5 процента. То есть за жилье стоимостью 50 тысяч долларов ее хозяин заплатит не более 120 долларов в год - зато при наступлении страхового случая компания должна будет выплатить пострадавшему 25 тысяч долларов.
Цифры эти весьма приблизительные и еще не раз подвергнутся уточнениям, но уже обещано, что ставки тарифов будут равными для дешевого и дорогого жилья. Однако не приходится сомневаться, что как раз вокруг тарифов разгорятся основные страсти. В ситуации, когда в ряде регионов страны граждане могут "не потянуть" растущую день ото дня оплату услуг ЖКХ, возможность населения платить еще и за страховку вызывает большие сомнения. К тому же мы уже имеем печальный опыт разработки системы обязательного страхования автогражданской ответственности - ОСАГО. Когда власть агитировала за эту страховку, нам обещали, что за счет поголовного страхования тарифы будут втрое-вчетверо ниже существующих добровольных. На деле получилось, что тарифы ОСАГО установлены вдвое-втрое выше обещанных.
В законопроекте об обязательном страховании жилья говорится, что страховые выплаты будут включены в квартирную плату. Тогда при невысоких доходах квартиросъемщиков страховые выплаты подпадут под систему субсидирования малоимущих. То есть если квартплата и страхвзносы в сумме превысят 22 процента общего дохода семьи, то этот "сверхлимит" возьмет на себя федеральный или региональный бюджеты. Но под такую защиту попадут лишь самые бедные.
Нужно учесть, что при нынешнем "аховом" состоянии основной части жилого фонда страны почти ни один дом не гарантирован от пожаров, взрывов бытового газа, прорывов водопроводных и канализационных труб... Получается, что расплачиваться за это предлагают людям, совершенно неповинным в том, что для жизни им достались трущобы. Законопроектом предусмотрено освобождение от обязательной страховки лишь жильцов домов с износом свыше 70 процентов или уже предназначенных под снос. Сюда же попадают пятиэтажки и деревянные дома старой постройки. По данным Госстроя, от нового "страхового налога" будут освобождены обитатели лишь 3 процентов всего жилищного фонда страны. Остальных обяжут платить в принудительном порядке.
В общем, похоже, выбор страховой компании будет единственным добровольным делом в процессе обязательного страхования жилья. Законопроектом предусмотрено, что все страховщики, допущенные к работе с деньгами населения, пройдут тендерные состязания на местном уровне. Победители должны будут иметь не только деньги, репутацию, но и широкую филиальную сеть по стране. И надо полагать, что желающих попасть в этот список "избранных" окажется немало - учитывая, что потенциал рынка обязательного страхования оценивается как минимум в 1 - 3 млрд. долларов.
Правда, эксперты считают, что "продавить" закон об ОСЖ в том виде, как он написан, будет крайне сложно. И дело не только в том, что документ еще во многом "сырой", а потому, что он нарушает действующие федеральные законы, прежде всего Гражданский кодекс, запрещающий принуждение граждан страховать имущественные интересы без их согласия. Так что, если Госстрой и внесет законопроект в Думу, остается надеяться, что в самый пик предвыборной "горячки" депутаты не станут рисковать своей репутацией, чтобы посодействовать страховщикам и чиновникам.