
Город Сиде, что в часе езды от Антальи,известен любителям курортного юга роскошной средиземноморской природой, турецким гостеприимством и отелями класса «все включено». Касательно культуры — путеводители с полным основанием соблазняют путешественника обильными следами античной цивилизации и колоритной продукцией национальных промыслов на базаре. Но вот если вы любитель музыки...
Нет, Лепс с Лободой сюда иногда заглядывают, но я о другом: чтобы, как это принято в цивилизованном мире, вечером под аккомпанемент легкого морского бриза послушать концерт Моцарта или серенаду Чайковского... С этим здесь до последнего времени было негусто, но положение начало меняться: в городе прошел Первый турецко-российский музыкальный фестиваль под художественным руководствомсамого Владимира Спивакова. И праздник этот обещает стать традиционным.
Почему желанный сдвиг произошел именно сейчас? «Виноват» перекрестный год культуры и туризма Россия-Турция, которым правительства обеих стран решили окончательно закрыть недавние нерадостные страницы в истории обоюдных отношений.
Почему же именно Сиде? Здесь сказалась «местная инициатива» —впрочем, семейство отельеровБарут, предложившее свою поддержку фестивалю, известно по всей Турции. Но Сиде — его историческая родина, точнее место, давшее приют после греко-турецкой войны за раздел островов и бегства семьи с Крита в 1897 году. Отсюда — ее особое отношение к городу.
И это отношение можно понять. Ты идешь по улице, а по левую руку от тебя вместо обычных домов — сохранившиесянижние этажи античных жилищ. Поворот — и глазу открывается гигантский древнеримский амфитеатр IIвека нашей эры (в основе — эллинистический театр IIвека до нашей эры). Сохранность весьма высокая, хотя из существовавших некогда трех ярусов верхний, третий, до нас не дошел. Но и без него вместимость сооружения — несколько тысяч человек. Правда, используется оно для музыкальных акций редко — популярная музыка обычно идет на запредельных децибелах, а это для древних камней совсем не полезно.
Даже несмотря на неполную сохранность, амфитеатр в Сиде производит грандиозное впечатление
Иное дело — классика. Насколько идея нынешнего фестиваля своевременна, можно было судить уже по ажиотажу, царившему среди публики: на концерт открытия пришли 2, 5 тысячи человек. И это несмотря на перенос программы с 7 мая на 8-е — из-за бури и холодного дождя, которые весной и в Анталье случаются. Людям пришлось менять планы, продлевать гостиницы — ноотказов практически не было. Справедливости ради замечу, что и цена на билеты не кусалась — 1200 рублей, если считать по-нашему. Вы попадете в Москве на тех же «Виртуозов» за такие деньги?..
Надо отдать должное Спивакову — он сделал несколько впечатляющих шагов навстречу турецкой публике. Разучил прелестную сюиту для оркестра TelliTurna национального композитора-классика НевитаКодаллы. Пригласил в стартовую программу самобытного пианиста ФазылаСая, сыгравшего 12-й концерт Моцарта с таким обаятельным куражом, будто все сидящие в зрительных рядах — его гости на дружеской вечеринке. А на концерте закрытия 11 мая с огромным юмором и артистизмом произнес речь на турецком языке — как нам потом сказали сами турки, «с очаровательным акцентом», а Владимир Теодорович в приватном общении признался, что «едва язык не сломал, но должен был поблагодарить хозяев праздника за его отменную организацию».
Однако самое главное — каких российских музыкантов привез Спиваков и какую насыщенную, разнообразную программу они представили. Тут и колоратурное сопрано из Большого театра Анна Аглатова, блистательная что в каватине Розины, что в арии из оперетты Легара. И феноменальный флейтист Сергей Журавель, донесший изящество и страсть концерта Вивальди. И чуткий импровизатор-виртуоз — аккордеонист Никита Власов (кстати, из числа подросших воспитанников Фонда Спивакова, как и Аглатова).
Ну, и сами «Виртуозы Москвы» во главе с их создателем и бессменным шефом. Мы у себя в России, что греха таить, часто снобствуем: да что эти «Виртуозы», что Спиваков, все всем давно понятно... Привычную деталь пейзажа, случается, перестаешь ценить. И только увидев ее в необычном ракурсе, хлопаешь себя по лбу: до чего ж здОрово! Насколько это слитный коллектив, понимающий Спивакова-дирижера с полувзгляда — в Симфонии Боккерини или Струнной серенаде Чайковского! И в то же время — именно сообщество виртуозов, что с особой силой подтвердил последний вечер, где в каждой из пьес АстораПьяццоллы солировали разные оркестранты, и пусть список будет великоват, назову их всех: Денис Шульгин, ГеоргийЦай, Лев Иомдин, ЕвгенийСтембольский, ВиталийХандрас, АлексейЛундин, ЕвгенийШульков, Алексей Стрельников. Увидите эти имена в афише — смело идите, а что до меня, я бы спокойно предоставил каждому из них по сольной программе в Большом зале консерватории.
И, конечно, шляпу долой перед игрой самого Спивакова. Его Страдивари в Ми минорном концерте Вивальди властно заполнил звуком и экспрессией гигантский зал. А ведь было время, когда Владимир Теодорович подумывал об окончании сольной карьеры: после семидесяти-де пальцы не те. Спасибо Сати Спиваковой — отговорила бросать. Вот что значит — хорошая жена. Через несколько месяцев уже и 75-летний юбилей маэстрогрядет (хотя ему и 65 не дашь), а игре этой дай Бог не прекращаться еще многие-многие годы.
Шесть тысяч зрителей побывали в эти дни на концертах в Сиде. Этот успех заставил организаторов думать о повторении праздника в будущем году. Только привезет на него Спиваков уже свой большой коллектив — Национальный филармонический оркестр России. Культуре свойственно стремиться к преодолению границ. Притом — в отличие от политики, без всякой агрессии.