По данным сервиса SuperJob для счастья среднестатистическому гражданину потребуется 155 тысяч рублей в месяц: за последние 5 лет это самый низкий показатель. Так, ещё в 2017 году сограждане хотели бы иметь 184 тысячи рублей. Запросы мужчин и женщин отличаются: первым нужно 170 тысяч, а вторым – 140. Однако для жизни в условиях четырёх стен из-за ограничений связанных с вирусом респонденту хватило бы и 80 тысяч. Женщинам в изоляции довольно и 70 тысяч рублей, а мужчинам – 90.
Интересно, что россиянам до 24 лет требуется 120 тысяч рублей в месяц, а в условиях карантина – 60. Людям старше 45 лет необходимы 176 тысяч в «мирное» время и 92 тысячи – для самоизоляции.Запросы очень зависят от уровня доходов. Гражданам с зарплатой в 30 тысяч нужно 130 тысяч рублей, а в изоляции – 63 тысячи. Те, кто получают 80 тысяч хотели бы для счастья 212 тысяч и 116 – в карантине. Больше всего денег мечтают иметь жители столицы: 214 тысяч в спокойные дни и 100 тысяч в условиях коронавируса. Питерцам нужно 167 тысяч и 85 тысяч рублей соответственно, а жителям других регионов — 146 и 80 тысяч рублей.
Всего в опросе приняли участие 2,5 тысяч респондентов из 437 населенных пунктов РФ, исследование проводилось с 6 по 14 апреля.
Пожелания россиян, увы, далеки от российских реалий. По данным Росстата за IV квартал 2019 года, средний доход на душу населения составил около 41 тысячи рублей. Средняя зарплата по РФ за прошлый год достигла порядка 47-48 тысяч рублей. В январе текущего года – 46,7 тысяч. Но более показательна самая часто встречающаяся (модальная) зарплата: в 2019 году она составила всего 23 500 рублей. А из доходов людей к тому же списываются НДФЛ, НДС, требуется платить за недвижимость, транспорт, капремонт и т.д. Малая налоговая нагрузка в России – всего лишь миф, считает декан экономического факультета МГУ Алекандр Аузан. «Сейчас мы отдаём государству в виде налогов 48 копеек с рубля», - говорил эксперт Forbes.
Не нужно быть узким специалистом, чтобы видеть: снижение денежных запросов соотечественников напрямую связано с кризисом и коронавирусом. Самоизоляция автоматически отменяет путешествия, бары, поездки, праздные покупки. А это целая статья экономии. Казалось бы, нужная в обычной жизни одежда теперь не так и нужна. «Рубашки, топы, футболки — всё продаётся, практически на 400% вырос спрос. А штаны никому не нужны, там минус 20%», - рассказывала РИА Новостям сооснователь бюро экспертного сопровождения бизнеса «Два сэнсея» София Фридман. По оценке аналитиков компании FinExpertiza, общая выгода для сограждан от самоизоляции составляет почти 30%.
Уменьшение «суммы счастья» без учёта самоизоляции тоже понятно: сотни и тысячи фирм в лице начальства разводят руками перед подчинёнными и распускают штат, многим существенно «срезают» зарплаты. А сколько пострадало тех, кто трудился «в серую» или просто испугался быть уволенным по статье? Нас не должна смущать формально низкая безработица: с начала 2020 года число безработных выросло на 44 тысячи, на бирже зарегистрировано 735 тысяч человек, сообщал министр труда и социальной защиты РФ Антон Котяков. Нерабочие дни (пока - до 30 апреля) оправданы с эпидемиологической точки зрения, но вводить режим ЧС государство остерегается: в этом случае придётся покрывать расходы бизнесов, проще предоставить терапевтическую помощь. Здесь у обывателя и срабатывает механизм: «Раз такая чума, можно и укротить свои потребности». Отсюда и 155 тысяч вожделенных рублей вместо 184 в уже далёком 2017-м.
«Кризис научит нас не жить от зарплаты до зарплаты, а откладывать. Возможно, ещё несколько лет мы будем предпочитать надёжный сберегательный счет в банке дорогостоящим путёвкам и брендовым вещам», - сказала «Известиям» декан факультета управления университета «Синергия» Инна Баранова. Могут увеличиться и траты на гигиену и здоровье, добавила она.
Отметим, 49% работающих граждан рассказали о снижении доходов, зафиксировали эксперты компании Online Market Intelligence (OMI) и центра социального проектирования «Платформа». Почти треть (28%) респондентов теряются и не понимают, как быть в такой ситуации. Более 60% заметили, как пандемия отражается на их профессиональной активности. 29% рассказали о падении доходов в своей компании, а четверть – о приостановке деятельности. 14% россиян отправили в неоплачиваемый отпуск, 13% перешли на неполную занятость.