Главная Культура 00:12 17 Февраля 2017 8423
Ностальгия в черно-белых тонах

Межмузейный сериал «Оттепель» продолжили в Третьяковке

Елена Широян

Вчера в крупнейшем художественном музее столицы открылся большой выставочный проект «Оттепель». Это уникальный случай, когда три ведущих культурных «кита» города (остальные два – Музей Москвы и ГМИИ имени Пушкина) договорились осуществить цикл проектов на общую тему. Музей Москвы уже стартовал со своей выставкой в декабре. Теперь свой взгляд на переломную, полную сбывшихся и несбывшихся надежд эпоху представили на Крымском валу.

Кураторы выставки представляют ее каталог

Знатоки докопались: оказывается, название периода с 1953 до 1968 года (со смерти Сталина до ввода советских войск в Чехословакию), которое принято связывать с повестью Ильи Эренбурга, тот почерпнул у Николая Заболоцкого. «Оттепель после метели. / Только утихла пурга,/ Разом сугробы осели / И потемнели снега» – строки из стихотворения 1948 года...

Это изменение климата особенно важно в свете перемен, произошедших с Россией в дальнейшем. История движется по спирали: вслед за подавлением «пражской весны», кажется, неизбежно наступили заморозки, хотя советский режим уже не смог вернуться к массовым «зачисткам» свободомыслия. А затем опять наступила весна, пора надежд – горбачевской перестройки и возникновения новой России на руинах СССР. Вообразить такой сценарий не могли, наверное, самые смелые из «отцов оттепели», однако без их дерзости и готовности прошибать стены официоза не могли бы сформироваться ни те, кого потом назовут «прорабами перестройки», ни те, кому предстояло строить уже новую страну.

Куратор Кирилл Светляков у картин Юрия Пименова

Третьяковка запустила проект в преддверии оттепели в природе. И поразила глубиной подхода, пристальностью взгляда и широтою охвата явления – от центральных событий эпохи до бытовых предметов, встроенных в шоу по принципу стилистического единства. Поэтому здесь наряду с классическими картинами вроде шедевра Виктора Попкова «Строители Братской ГЭС», гравюрами, скульптурами – и ткани с присущим тому времени геометрическим орнаментом (привет «абстракционистам»!), и фарфоровые статуэтки характерных обтекаемых форм, и сервиз с рисунком, повествующим о размахе жилищного строительства. Впрочем, художники по фарфору и в XVIII веке запечатлевали важные события и ландшафты. В веке ХХ-м с этим успешно справлялась фотография – ее на выставке так много, словно это манифест. Эпоха дана в лицах, документах, шедеврах фотомастеров. Кстати, стилистику черно-белого снимка, да и кино отразил дизайн выставочного пространства, где чередуются темно-серые и белые щиты для экспонатов. Можно вспомнить и черно-белое надгробие, которое сделал для могилы Хрущева Эрнст Неизвестный, – метафору противоречивости.

Владимир Высоцкий и Зиновий Высоковский на сцене Театра на Таганке

Но рядом есть и более утилитарные достижения инженеров, технологов, дизайнеров. Пылесос в форме Сатурна с кольцом напоминает об освоении космоса – и о том, что современная техника пришла в жизнь частного человека. У жильцов новых квартир – «хрущевок», куда горожане массово переезжали из подвалов и коммуналок, появились не только отдельные санузлы, но и немыслимые прежде стиральные машины – и вот одна из них, рижского производства и космического вида, словно ракета на старте. Прорыв человека в космос и развитие науки станут магистральной темой вплоть до 1980-х. Наравне с «лириками» в фокусе – герои-физики: вот «куст» керамических портретов – шаржей на членов семьи академика Петра Капицы и его учеников.

Уже с 1950-х живопись и графика взаимодействуют с другими видами искусства – музыкой, кинематографом, также переживающим обновление, но более всего – с литературой. Вспомним многолюдную аудиторию Политехнического на вечерах поэтов, и открытый тогда же в Москве памятник Маяковскому (вот его бронзовый бюст), и вал новых романов, и публикации тех, что десятилетиями «лежали в столе». Словом, тотальная инсталляция.

Евгений Евтушенко у себя дома. 1966 год

Из мира повседневности, тесно переплетенной с дизайном, на выставку попали зарисовки магазинных витрин, интерьеры квартир, эскизы модных платьев, чьи обладательницы будто ждут сурового героя-романтика – рыбака, геолога, нефтяника. Вот-вот взревет мотор его «Волги» с рисунка трагического художника-одиночки Бориса Турецкого. Остро переживая проблемы социума, он будто случайно выхватывал характерные приметы из потока жизни, а осколкам неказистого быта придавал монументальное измерение.

Оттепель – ближайшая к нам эпоха, которая в силу временнОй дистанции уже вправе подвергнуться полноценному анализу. Заставшие ее люди теперь в категории «50+». Не все из них по малолетству бывали на выставках и поэтических вечерах, но в легкие каждого проник тот свежий ветер, что вдохнула тогда вся страна. Конечно, процесс пошел не без потрясений. В 1962 году разразился громкий скандал в Манеже на выставке к 30-летию МОСХ – Московского отделения Союза художников СССР. В результате провокаций со стороны ультраконсервативного крыла ЦК КПСС его первый секретарь Никита Хрущев изругал непонятных ему художников. Августейший гнев вызвали и пожилой Роберт Фальк, и молодой Эрнст Неизвестный, и ученики студии Элия Белютина, и другие начинающие, ныне – классики российского искусства. Среди них был Павел Никонов, автор картины «Геологи» – из-за нее и выдумали название «сурового» стиля эпохи. Выставка не могла обойтись без этого полотна, но включила и другую важную для Никонова работу – портрет отца, вернувшегося из лагеря. Отрадно, что на вернисаж в Третьяковке пришел и сам Никонов – теперь мэтр живописи, и другие прижизненные классики, свидетели и творцы «оттепели»: вдова Андрея Вознесенского Зоя Богуславская, Таир Салахов, Мариэтта Чудакова, ветеран «Таганки» Вениамин Смехов…

Память о войне и возвращение репрессированных – две главные темы, пронизавшие искусство 1950-60-х. Приход «оттепели» напрямую связан с прекращением репрессий и возникновением веры в торжество справедливости. Мол, она неизбежно распространится и на художников, которые отныне могут творить по зову сердца, изобретая и экспериментируя, но не следуя безоговорочно пресловутым канонам соцреализма… Портрет «сидельца» Варлама Шаламова, написанный в духе постимпрессионизма Борисом Биргером, выявил и связь с довоенным искусством той поры, когда было еще возможно многоцветье стилей и направлений.

Совпал с «оттепелью» и ряд мастеров, в 1930-е ставших знаменем соцреализма, как Александр Дейнека или Юрий Пименов. Картина последнего – эмблема выставки: по дощатым мосткам новостройки идут молодожены. Кажется, будто девушка в коротком белом платье – дочь героини давнего пименовского холста «Новая Москва»: помните, где девушка за рулем кабриолета мчится по летней столице.

Вячеслав Зайцев и манекенщицы Всесоюзного дома моделей на Красной площади. Вторая половина 1960-х годов

На рубеже 1950-60-х советское искусство декларирует свою полифоничность, желание двигаться по разным траекториям: и в русле реализма, и со взглядом в сторону западного модернизма. При всем разнообразии почерка художников объединяет главное: в центре их творчества образ человека, и этот герой – больше не «винтик» социндустрии, не обезличенный фигурант парадов, а личность, трактованная с вниманием к индивидуальности и тонким лиризмом.

В контекст «оттепели» включен и разговор об архитектуре. Новый Арбат, а тогда Калининский проспект, – словно мост из Москвы в новые города мира, вроде Бразилиа. Кстати, это грандиозное творение Оскара Нимейера связано с наследием великого русского зодчего Ивана Леонидова… Увы, сегодня, по словам одного из кураторов выставки, эта архитектура «очень некрасиво старится». Но если у проекта есть сверхзадача, почему бы ему не стать месседжем для городских властей? От элементарного ремонта обветшавшего модернизма до воссоздания, скажем, памятника позднего советского стиля – здания Института научной информации, сгоревшего вместе с книгами два года назад и оставившего после себя позорные руины, к которым пока еще не прикасалась рука созидающего человека.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5434
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5044
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...