Кандидатов было предостаточно. Одни устраивали сторонников более независимого курса европейской оборонной политики, в частности, называлась фамилия португальского экс-министра, комиссара ЕС по вопросам юстиции и внутренних дел, другие, в том числе нынешний министр иностранных дел Голландии Яап де Хооп Схеффер, больше подходили для тех, кто придерживается традиционных проатлантических взглядов. На "полном серьезе" обсуждалась также кандидатура поляка Александера Квасьневского, но в конце концов она была отведена, скажем так, по "техническим причинам": его мандат президента Польши истекает еще не скоро. Иначе, вполне вероятно, мог случиться еще один исторический парадокс, когда во главе НАТО оказался бы экс-лидер польского комсомола...
Тем не менее самыми реальными конкурентами, прошедшими все стадии отбора, оставались голландец и вице-премьер и министр финансов Канады Джон Мэнли. Его всячески поддерживали, естественно, Монреаль и Париж, который усматривал в этом амбициозном политике потенциального стратегического союзника, а также госсекретарь США Колин Пауэлл. Но в конце концов чашу весов перетянули традиции НАТО, в соответствии с которыми пост главнокомандующего организации занимает американец, а генерального секретаря - европеец. Им и стал Яап де Хооп Схеффер, официально вступивший в должность 1 января.
Уроженцу Амстердама 55 лет. Получил юридическое образование в университете Лейдена, военную службу прошел в ВВС, после чего полностью посвятил себя политике и дипломатической карьере. Возглавлял христианско-демократическую партию и уступил в ней лидерство в прошлом году нынешнему премьер-министру Голландии Яну Петеру Балкененде. Служил в посольствах в Гане, Швейцарии. В 80-е годы работал в штаб-квартире НАТО в Брюсселе, был генеральным секретарем при четырех министрах иностранных дел, пока сам не занял этот пост в июле прошлого года. Говорят, что генсек НАТО прекрасный оратор и обладает чувством юмора. Являясь убежденным "атлантистом", де Хооп Схеффер считается большим умельцем находить компромиссы и обходить острые углы. А это те качества, которые сейчас как никогда пригодятся политическому руководителю НАТО. Американцы и англичане надеются, что опытному дипломату удастся подремонтировать так называемую "атлантическую солидарность", которой был нанесен ощутимый удар из-за разногласий по иракской проблематике.
От Яапа де Хооп Схеффера потребуется проявить чудеса маневрирования по вопросу европейской обороны. Франко-германский проект, поддержанный Люксембургом и Бельгией, по созданию независимого от НАТО европейского генштаба явно не пришелся по вкусу Вашингтону. Там с наигранной иронией его называют "выдумкой производителей шоколада" и опасаются, что с его созданием Старый континент станет выходить из-под американского контроля и в военной сфере. Правда, у сторонника тесных связей с США есть немало союзников по "укрощению строптивых" как из числа нынешних членов Североатлантического пакта, так и из тех, кого можно назвать "новичками": это не только Польша, но и семь будущих членов организации, а именно три прибалтийские страны, Словакия, Словения, Румыния и Болгария. Процессом их интеграции в структуры НАТО придется также заниматься голландцу.