В последнее время застать Блохина в Киеве очень сложно. Из Греции, где он тренирует "Ионикос", Олег прилетает домой, как правило, на два-три дня, которые расписаны по минутам. Тем более сейчас, когда в Украине началась предвыборная кампания в новый состав Верховной Рады. Блохин, член парламентской фракции КПУ, намерен вновь баллотироваться - по партийному списку.
Но беседовали мы с Олегом Владимировичем не о депутатских заботах легендарного футболиста, а о кризисном положении украинского футбола.
- Почему, на ваш взгляд, и киевское "Динамо", и национальная сборная вот уже несколько лет кряду выступают неудачно?
- Здесь, видимо, комплекс причин. После того, как Шевченко, Реброва, Лужного и Каладзе продали за границу, надо было серьезно, продуманно решать проблему их замены. Или покупать иностранцев, или брать своих из "Динамо-2", "Динамо-3", или приглашать звезд из других клубов. Я не знаю, как намеревался делать это Валерий Васильевич Лобановский, - я с ним не работал.
Другая причина в том, что сейчас в украинском футболе все сводится к борьбе "Динамо" с "Шахтером". Если не будет еще 4-5 достойных клубов, способных составлять им конкуренцию, то ожидать роста украинского футбола не приходится.
- В Украине стали бедствием плохое судейство, договорные матчи. Президенты клубов решили даже подписать своего рода конвенцию о честной игре.
- И в наше время были проблемы судейства, и в наше время были договорные игры. Они существуют во всем мире. В том числе и в России. Для меня "проходные" игры, когда в год я играл в 85-86 матчах, были своеобразным отдыхом, передышкой.
- В этой связи любопытный нюанс: недавно Леонид Буряк заявил, что Олег Блохин больше всех забивал голов потому, что был "отъявленным эгоистом, ужасно переживавшим, когда мячи забивал не он, а его партнеры".
- Каждый вправе иметь свое мнение. Я не осуждаю Алешу Буряка, он высказался, как хотел. Правильно или неправильно - другой вопрос. Ведь можно и Шевченко обвинить за его голы в играх за "Милан", или Оуэна в "Ливерпуле". Хотим мы или не хотим, но на футбольном поле у каждого свои функции. Вратарь, к примеру, или защитник не могут забить столько, сколько забьют нападающие.
Когда мы играли вместе с Алешей Буряком, большинство мячей я забивал с его передач. Это надо признать. А вот Игорь Беланов забивал с передач Васи Раца. Тоже эгоизм? Но ведь эта связка создавала особую красоту игры киевского "Динамо" да и национальной сборной Советского Союза тоже.
- Вы были в числе кандидатов на пост главного тренера сборной Украины. И непонятно, почему накануне голосования вашу фамилию вычеркнули из числа претендентов. Если не хотите отвечать, скажите "без комментариев".
- Почему же? Я объясню ситуацию. 7 декабря мне позвонил заместитель президента Федерации футбола Украины Суркиса - Бандурко и сказал, что я являюсь кандидатом на должность главного тренера национальной сборной. Как вы к этому относитесь? Я дал согласие баллотироваться на этот пост. И предложил встретиться. Мне ответили, что встреча не сможет состояться в течение ближайшего времени, но "вы должны предоставить план подготовки сборной". Я сказал, что у меня сегодня самолет на Афины, и я должен улетать, но у меня своя программа и мы должны в течение часа встретиться.
Насколько я понимаю, со мной должен был вести переговоры президент ФФУ Григорий Суркис. Но с ним я не встретился - ни до начала голосования, ни позже. А ведь я предполагал то, что вполне естественно: ознакомиться с отчетом о работе со сборной во главе с Валерием Лобановским и тренерским штабом. Второе - мы должны были обсудить бюджет национальной сборной, календарь игр и, конечно, мой личный контракт. Насколько я знаю, тому же Мирославу Блажевичу, которого приглашали в Киев, показывали базу и все остальное. Все кандидаты должны были быть в равных условиях...
- Мирослав Блажевич "набрал" лишь один голос. Но уже то, что на должность главного тренера сборной Украины серьезно рассматривали иностранца - не говорит ли о кризисной ситуации?
- Это или кризис украинских тренеров, или кризис украинского футбола вообще. Если б назначили Блажевича, то о каком бы патриотизме, в отсутствии которого меня постоянно укоряют, можно было говорить?..
- Как вы оцениваете свою тренерскую работу вдали от родины?
- Пусть ее оценивают другие. Скажу лишь одно. С "Олимпиакосом" я играл в четвертьфинале Кубка кубков, выиграл Кубок, суперкубок Греции. Вместе с "АЕКом" получил серебряную медаль в чемпионате, тренировал известную команду "Паок". Сейчас возглавляю "Ионикос". Принял команду, когда она была последней в высшем дивизионе страны. Довел ее до шестого места, вывел в финал Кубка Греции. После этого произошел массовый отток лучших футболистов: ушло сразу 15 человек. Сегодня в клубе сложное положение, 12 человек, которых купили, не соответствуют нужному уровню.
- Вам еще долго работать с этим клубом?
- У меня годичный контракт. Прервать его могу хоть сейчас. Есть предложения.
- В Греции?
- Нет.
- Кроме футбольных, у вас есть еще и депутатские дела. Год назад вы перешли в "левую" фракцию. Почему?
- То, что сейчас я во фракции КПУ, - это моя гражданская позиция, я пришел к такому решению. Мои родители также остались "левыми", как вы говорите. Это, думаю, вполне нормальная позиция.
Сейчас, когда так сильно влияние на молодежь наркомании, алкоголизма, если мы не уделим массовому спорту должного внимания, через 7-10 лет в Украине некому будет ни бегать, ни плавать, ни играть в футбол. За годы независимости страна уже потеряла четыре миллиона человек. На позапрошлой Олимпиаде мы завоевали 9 золотых медалей, на прошлой - довольствовались лишь тремя медалями - худшего результата не было за всю историю украинского спорта. И станет еще хуже, если не повернемся лицом к массовому физкультурному движению, не возродим физическую культуру в школах, во дворах. Как профессионал я вижу допущенные ошибки и знаю, что нужно сделать, чтобы спорт в Украине не упал еще ниже.
- А все-таки как же с мечтой быть тренером киевского "Динамо"? Вы разочарованы тем, что контракт с Лобановским продлен на год?
- Есть президиум клуба, есть президент клуба, есть акционеры, которые работают с киевским "Динамо". Они приняли такое решение, это их право. Но не буду кривить душой. Отдать столько лет этой команде, быть коренным киевлянином и не по своей воле тренировать заграничные клубы?.. Если бы я не работал "там" столько лет тренером, то ни о какой мечте возглавить свой родной клуб не могло быть речи.
- Не виной ли тому ваш характер, по вашему же определению, "неуступчивый, неуживчивый, колючий, как еж"?
- У человека должен быть стержень. Его трудно поменять. Можно стать более дипломатичным, можно смотреть на те или иные вещи несколько иначе, чем раньше. Но я хочу сказать: личность - она личность, а серость - это серость, серостью проще управлять. Личность нельзя вставить в какие-то рамки, а серость можно подровнять, она "не высовывается", знает свое место. И это всех больше устраивает.
- Олег Владимирович, в ноябре 2002 года вам исполняется 50 лет. Блохин был кумиром миллионов болельщиков и таким остается для многих наших читателей: вы как лучший бомбардир первенства пять раз награждались призом газеты "Труд". Где и как будете отмечать свой юбилей?
- Я хочу провести игру "Динамо" (Киев) - "Бавария" 1975 года. Уже разговаривал с Беккенбауэром. Есть его согласие, нет вопросов. Через несколько месяцев начнем вплотную готовить такую встречу.