«Весельчаков» дебютанта Феликса Михайлова уже сравнивают с трагикомическим роуд-муви Стефана Эллиотта «Приключения Присциллы — королевы пустыни», где два гея и дама, которая когда-то была мужчиной, периодически бродят в концертных платьях среди зарослей колючек.
Пустыню и колючки у режиссера Михайлова олицетворяет мир, находящийся за пределами клуба, где пятеро мужчин танцуют на сцене в боа и сверкающих бюстгальтерах, а затем переругиваются в гримерке из-за косметики, говоря о себе в женском роде и употребляя дивное выражение «Не агрессируй!». Большинство из тех, кто видит артистов вне работы, в их сторону не агрессирует, но непонимание выражает: к примеру, Люся Мохнатая (Данила Козловский), решившая навестить родную деревеньку, видит осуждение в глазах проводницы, а потом потрясение на лицах пейзан, увидевших накрашенного мужчину в белой шубке и колготках.
Историю Люси вкупе с историями Гели (Иван Николаев), Лары (Павел Брюн) и Фиры (Алексей Климушкин) травести, сидя в холодной чебуречной, поведают неброской журналистке (Алена Бабенко). Женщины у Михайлова все выглядят неброско — даже Рената Литвинова, играющая экс-жену Розы (Вилле Хаапасало), даже Ингеборга Дапкунайте в роли матери Гели. Но вряд ли создатели хотели как-то ущемить женщин в их правах.
Скорее это сделано для того, чтобы подчеркнуть экзотичность и избыточность мужчин-травести, которым, кроме клуба, больше негде быть самими собой — даже дочь Розы (Мария Шалаева), легко называющая папиных коллег «девочками», призывает отца при знакомстве с семьей её бойфренда выглядеть «как нормальный человек».
Некоторая неровность повествования и не всегда идеальная актерская игра скрашиваются психологическими моментами: у пушистого и сверкающего существования имеется и оборотная сторона. К примеру, в картине нет ни одной хорошей матери: почти у каждого героя мама либо пьет, либо слишком много работает, либо её не было вовсе; а милая беспечность артистов в результате оказывается для них опасной.
Оттого «Весельчаки» не только веселят: первый фильм об артистах травести-жанра довольно жестко заставляет определиться в своем к ним отношении: есть выбор встать на сторону недоумевающей проводницы, вопящих от восторга посетителей клуба, а возможно, и пьяных мужиков с монтировками, которые несутся по проселочным дорогам за оранжевой машинкой актеров. Или принять эту легкомысленную жизнь как нечто необычное, яркое, по-особому красивое — как те недолговечные снежинки, которые летят с небес в песне Визбора, чтоб черным городам придать голубизну.
Выбор
Три лучшие комедии о трансвеститах
«В джазе только девушки» (1959)
Культовый фильм Билли Уайлдера. Двое парней (Тони Кертис, Джек Леммон) бегут от мафии в девичий оркестр.
«Присцилла — королева пустыни» (1994)
Фильм австралийца Стефана Эллиотта о транссексуале и паре гомосексуалистов, едущих на шоу секс-меньшинств.
«Спасибо за все» (1995)
Комедия Бибана Кидрона. Трансвеститы из Нью-Йорка (Патрик Суэйзи, Уэсли Снайпс, Джон Легуизамо) нарушают покой провинции.