Впрочем, мало кто из жителей 10-тысячного поселка забывает о принадлежности к семье энергетического монополиста. Ведь строительство объекта полностью профинансировано из средств РАО. К тому же пятая часть жителей трудится на этом объекте, а почти все остальные так или иначе связаны с обслуживанием станции.
Не случайно в этот день на предприятии - одном из самых молодых по всем меркам в РАО - собрались люди из разных городов и самых разных профессий. Своим присутствием событие почтили четыре депутата Госдумы. А глава администрации Читинской области Равиль Гениатулин так и вовсе не скрывал своей радости, когда на торжественном собрании объявил, что с пуском 2-го блока отдаленный российский регион стал почти самодостаточным в энергетическом плане. Он-то хорошо знает, что такое недостаток энергии на пороге долгой и суровой здешней зимы. Тем более что и драматические события прошлого года в соседнем Приморье в памяти еще очень свежи. Не забыл губернатор напомнить, что область стала российским лидером по части роста энергопотребления. Только в этом году потребность оживающей экономики края в электроэнергии возросла на 8,5 процента. А дальше, как он пообещал, все будет еще круче: строительство газопровода в Китай, цементного завода в Удокане, реконструкция бывшей КВЖД и других промобъектов непременно поставят на повестку дня вопрос о строительстве 3-го энергоблока в Светлогорске.
Все присутствующие на торжествах помнят, как трудно начиналось и двигалось строительство Харанорской ГРЭС. От первоначальных планов сооружения 6 энергоблоков станции мощностью 1290 МВт и первого колышка, забитого на стройплощадке в 1976 году, до пуска первой мощности станции в 1995 году прошло долгих 19 лет. Сроки пуска переносились не однажды. Ходили даже слухи, что строительство станции будет закрыто окончательно. Причина вся та же, что держат теперь в уме менеджеры РАО: недостаточное развитие промышленности и экономики Читинской области. В 1995-м заложили основы 2-го блока, но дело шло опять непросто. Централизованного финансирования из госбюджета здесь так и не дождались. Первые три года теперь уже по причине отсутствия денег строительство было практически заморожено. Работы в Светлогорске были продолжены только за счет средств абонентской платы РАО ЕЭС. Скромные инвестиционные возможности холдинга не позволяют ему распылять средства. Тем более что за последние два года в строй было введено почти 40 новых энергообъектов суммарной мощностью более 2 000 МВт.
Давно забытые слова "трудовой героизм" здесь воспринимают на полном серьезе и без всякого ерничества. Именно этим пафосным термином энергетики определяют события двухлетней давности. В августе 1999 года, когда работа на 2-м блоке наконец пошла в гору, случилась беда, которая едва не перечеркнула все труды. Штормовой ветер, перешедший в невиданный смерч, в один час разрушил стены котельного и турбинного отделений, завалил крышу и левую сторону котлоагрегата. Почти 700 тонн металлоконструкций и трубопроводов рухнули на работающее оборудование. Выехавшие на место специалисты из центра сделали тогда самые мрачные прогнозы относительно судьбы ГРЭС.
В Светлогорске с этим не согласились. Восстановительные работы шли круглосуточно, и через месяц оборудование котлоагрегата было-таки восстановлено. А неделю спустя первый энергоблок уже включили в Читинскую энергосистему. Но беда действительно не приходит одна. Когда казалось, что самое трудное уже позади и осталось только поднять крышу и стены, неожиданно рано ударили 30-градусные морозы и повалил густой снег. Приборный парк турбинного цеха спасали, как могли. Работники местного РСУ работали на 30-этажной высоте, возводя стены цеха, когда мороз достигал уже отметки в 40 градусов. Чтобы не погубить людей, генеральный директор Сергей Васильчук принял рискованное решение: с паровых труб сняли изоляцию, чтобы согревать строителей. Пронесло. Светлогорцы оказались сильнее металла. К новому году аварию ликвидировали окончательно.
Наверное, с учетом этих событий директор как-то нервно отреагировал на вопрос журналистов, когда его спросили: не слишком ли тяжела в условиях рынка социальная ноша предприятия?
- Кроме сугубо ведомственных объектов, мы обеспечиваем практически всю инфраструктуру поселка. Жилые дома и школы, детские сады, магазины и все остальное построены и содержатся за счет средств РАО ЕЭС. С позиций научного капитализма это, конечно, совершенно абсурдно. А с точки зрения существующих забайкальских реалий такая политика оправдана на все 100 процентов. Мы живем, растем и развиваемся. А кто из классных специалистов здесь задержится, если не будет необходимых условий для цивилизованной жизни? Вот и приходится тратиться.
Надо заметить, что радушные хозяева с нескрываемым удовольствием показывали московским гостям результаты этой политики. В ряду этих объектов детский комбинат-школа, оздоровительный цех, спорткомплекс, ресторан, детское кафе, цех по переработке молочной продукции и колбасный. Есть даже свой хлебозавод, продукцию которого гости оценили не отходя от печи и остались очень довольны качеством выпечки продукта N1.
Объект отдельной заботы грэсовского начальства - подготовка кадров для станции. На договорной основе в вузах Читы сейчас обучаются 60 учащихся из семей местных энергетиков. На обучение в институтах других городов из станционной кассы ежегодно выделяется почти миллион рублей, не считая средств на переподготовку специалистов на месте. При этом средняя зарплата светлогорских энергетиков составляет 6 тысяч рублей в месяц - по местным понятиям и ценам деньги вполне приличные. На вопрос, случаются ли задержки с выплатами зарплаты, наши собеседники нехотя признались, что такое имело место только прошедшим летом. Оказывается, все деньги станции уходили тогда на проплату запасов угля на зиму. Каждый энергоблок пожирает в сутки 3 тысячи тонн угля. В пересчете на вагоны получается целый эшелон из 48 вагонов с топливом. А за год в целом выходит уже миллион тонн угля. Теперь все это угольное добро надо будет помножить на два блока. Поэтому поговорку "готовь сани летом" здесь понимают буквально, чтобы не повторить приморской истории. Зима в этих краях будет еще посуровей дальневосточной. Нынче угля на зиму запасли в полтора раза больше, чем в прошлом году. Надеются перезимовать без проблем.
Заботы на станции теперь другие: как одолеть отрицательную рентабельность? Как ни странно это звучит, но при всех свершениях-достижениях ГРЭС по итогам 9 месяцев года сработала в минус.
- В течение только этого года горняки Харанорского разреза пять раз повышали цены на уголь, и теперь он подорожал в два раза, - пояснил Сергей Васильчук. - Почти вдвое увеличились тарифы на перевозку угля. А наш тариф на электроэнергию как был на прежнем уровне, так и потянул все показатели к убыточности.
Глава РАО ЕЭС обещал вынести этот вопрос на рассмотрение Федеральной энергетической комиссии, а если там не поймут проблем отрасли, обратиться в правительство России и отстоять-таки интересы энергетиков. Губернатор, со своей стороны, всячески обещал помогать светлогорцам на региональном уровне. А пока гарантировал 100-процентную оплату текущего потребления энергии на зимний период. Ясно одно: станция в убыток работать не должна и не будет. Значение же события трудно переоценить. Читинская область получила еще один надежный собственный источник элек-троэнергии. Это означает надежную гарантию развития всей экономики региона. Ведь еще со времен плана ГОЭЛРО известно: электрификация - первая и важнейшая предпосылка экономического роста.