Помните перестроечную борьбу с цензурой, итог которой был закреплен в Конституции, исключающей это проявление несвободы в России? Сколько восторгов было тогда по такому поводу. Похоже, поторопились? Цензура, она такая: ты ее в дверь, а она — в окно.
У Министерства культуры РФ хватило ума не снимать с репертуара Вахтанговского театра спектакли Римаса Туминаса, покинувшего Россию. Поставленный им спектакль «Война и мир», где бдительный гражданин легко уловит несвоевременные пацифистские мысли Толстого, по-прежнему идет на прославленной сцене.
Думаю, этот знак доверия к коллективу был одной из причин праздничной атмосферы, царившей на недавнем сборе труппы вахтанговцев. Он совпал с открытием памятника трем великим актерам: Владимиру Этушу, Василию Лановому и Юрию Яковлеву (на фото). Гостем вахтанговцев оказался и их давний поклонник, глава Следственного комитета Александр Бастрыкин, много лет друживший с Этушем и Лановым. Но присутствие влиятельного государственного деятеля не помешало гендиректору театра Кириллу Кроку заявить, что и после ухода Туминаса, сплотившего коллектив в кулак, это единство будет сохранено, а театр, чья заполняемость не опускается ниже 95%, продолжит сам выбирать, какие спектакли играть, а какие нет.
Настоящий-то патриотизм негромок. Вот, например, тот же театр спасает от сноса особняк XVIII века — родовое гнездо Вахтангова во Владикавказе, за свой счет покупая его жильцам квартиры, чтобы в исторических стенах устроить музей. Или приглашает погостить 14 артистов, спасшихся из разрушенного Мариуполя. Это ведь важнее многих слов.
А МХТ имени Чехова должен благодарить Министерство культуры, оставившее в репертуаре спектакль «Сережа» Дмитрия Крымова — невозвращенца из Америки. Только Каренина теперь вместо уехавшего Анатолия Белого будет играть сам худрук Константин Хабенский. Зато кассовыми спектаклями Ренаты Литвиновой «Северный ветер» и «Звезда вашего периода» театр сам решил пожертвовать, как и спектаклем Сергея Женовача «В окопах Сталинграда» по роману Виктора Некрасова: военная тема нынче штука скользкая и небезопасная.
Впрочем, Хабенский не сомневается, что предлагаемые к постановке «Новая оптимистическая трагедия» Константина Богомолова, «Дядя Ваня» Дениса Азарова, «Западная пристань» Анатолия Васильева и «Не покидай свою планету» Виктора Крамера найдут своего зрителя.
Такая вот «картина маслом». Спектакли Дмитрия Крымова считаются возможными в театрах федерального подчинения, а столичный департамент культуры убирает все его постановки с подведомственных сцен. Зрители не увидят «Безприданницу» и «Позднюю любовь» Александра Островского в «Школе драматического искусства» (даром что на них давно распроданы билеты), «Костика» в Театре имени Пушкина, «Все тут» в «Школе современной пьесы». Неугоден стал и режиссер-провокатор Александр Молочников, еще недавно легко открывавший двери куда хотел, а ныне лишившийся постановок «Бульба. Пир» и «Платонов болит» в Театре на Бронной.
На этом фоне глава независимого вроде бы агентства «Арт-Партнер» Леонид Роберман не рискнул показывать «Бориса» Дмитрия Крымова на фестивале «Балтийский дом» в Санкт-Петербурге. Добрались чиновники и до прославленной «Мастерской Петра Фоменко», где больше нет спектакля Евгения Цыганова «Комедия о трагедии» по пушкинскому «Борису Годунову», поставленного к 90-летию со дня рождения основателя театра.
Почти как в «Покровских воротах»: вам что, уже и Пушкин не угодил? Да нет, это Цыганов проштрафился, ляпнув что-то не то. Но как связаны между собой постановка по классической пьесе и суждения режиссера вне сцены? Впрочем, зрителей в таких случаях угощают стыдливой формулировкой «по техническим причинам».
А тем временем депутат Госдумы Дмитрий Кузнецов разослал по театрам разнарядку: что надо ставить в сложный для Родины час. Так случилось, что я стала свидетельницей чтения сего документа худруком Малого театра Юрием Соломиным. Сказать, что Юрий Мефодьевич был разгневан, — ничего не сказать! Кажется, даже портреты великих актеров прошлого на стенах кабинета вздрогнули, разделив возмущение столь нахрапистым и некомпетентным вторжением в театральную сферу.
Может, еще велите актерам строем по сцене шагать?