Не снимая с себя ни малой доли ответственности за те обвинения, что были выдвинуты мною против нынешнего директора музея-усадьбы "Абрамцево" А.Пентковского, считаю необходимым предоставить слово людям, чья жизнь самым тесным образом связана с аксаковско-мамонтовским гнездом.
"Два года назад в нашем музее сменилось руководство, директором "Абрамцево" стал Пентковский Александр Мстиславович. Многие из нас обрадовались приходу энергичного человека. Но мы считаем, что ныне вся его деятельность направлена не на созидание, а на разрушение. С особой яростью он взялся за парк, безжалостно выкорчевывая все, что не соответствует его туманной концепции музея "европейского уровня"... Целенаправленно уничтожаются подрост и подлесок. Нарушается главный принцип пейзажного парка - его естественность... В течение уже почти двух лет идет только вырубка, не посажено ни одного дерева... В прошлом году варварски осушен и очищен без предварительных исследований Верхний пруд - элемент парковой композиции XVIII века, в результате чего он зарос болотной растительностью. В мае перекачали воду из так называемого пополкина(?) пруда, тоже исторического. Теперь на его месте котлован... В плачевном состоянии русло реки Вори, поскольку по инициативе Пентковского понизили уровень плотины...
Недавно в музее работала комиссия Росохранкультуры, которая вынесла решение о приостановлении работ в парке. Однако уже на следующий день по приказу директора вырубили несколько яблонь...
Кроме проблем парка, есть и много других: в плачевном состоянии находится главный усадебный дом, ухудшилось состояние церкви Спаса Нерукотворного, уникального памятника, выполненного по проекту В.М. Васнецова... В музее сложилось катастрофическое положение с кадрами. За это время ушло около тридцати научных сотрудников. А директор только повторяет: "Незаменимых нет!"
Под этим письмом стоят подписи одиннадцати сотрудников "Абрамцево", верно служивших ему в течение многих десятилетий.
А вот что говорит известный поэт, лауреат Солженицынской премии Юрий Кублановский, прочными корнями связанный с "Абрамцево".
- "Последствия хозяйничания в музее-усадьбе "Абрамцево" "доктора восточных наук" А.Пентковского считаю катастрофическими. Изуродованы ландшафты, гниют памятники архитектуры, в массовом порядке вытесняются заслуженные сотрудники. "Абрамцево" деградирует на глазах. Долг каждого из нас - попытаться спасти священное гнездо семейства Аксаковых... По-видимому, в чиновных кругах у Пентковского - умело поддерживаемый им имидж просвещенного европейца (он учился в Риме), который борется с российской косностью. Но голос абрамцевской интеллигенции должен быть услышан!
Еще цитата. В своем обращении "Беда в Абрамцеве" крупный ученый, искусствовед с мировым именем академик Дмитрий Сарабьянов и народный художник России Павел Никонов пишут: "Каким образом такое ответственное и тонкое дело, как руководство музея, было доверено дилетанту, два года бесконтрольного хозяйствующему в легендарной усадьбе? Кто его туда посадил?... Неужели правда, что чиновник чиновнику глаз не выклюет, и Федеральное агентство по культуре и кинематографии, вместо того, чтобы оперативно и мужественно исправить ошибку, прикрывает своего назначенца?".
Руководитель ФАККа Михаил Швыдкой ответил на сигналы SOS, подаваемые из гибнущего музея-усадьбы, в одной из газет. Хладнокровно попросил никого не беспокоиться, поскольку ситуация, по его мнению, совсем даже не тревожная, а директор Пентковский - единственный специалист, способный вывести музей из кризиса. "...Мы все вместе поставим точку в решении проблем "Абрамцева" только тогда, когда откроем отреставрированный усадебный дом, увидим парки и долину Вори, какими они изображены на знаменитых пейзажах, откроем "белый дом" с экспозицией великолепных работ художников, работавших в "Абрамцево", - пишет чиновник. И так далее - в духе "Все хорошо, прекрасная маркиза!"
В 1917 году Павел Флоренский писал А.С. Мамонтовой: "Я верю, нигилизм докажет свое ничтожество... И тогда будут холить и беречь каждое бревнышко аксаковского дома. Самое худшее, если бы Абрамцево уничтожить физически, но и тогда, несмотря на великое преступление, если будет жива идея Абрамцева, не все погибло".
Нам же сегодня в сложившейся ситуации ни в коем случае нельзя опускать руки. Иначе мы обречем усадьбу "Абрамцево" на тяжелую болезнь, сделаем горький "подарок" к приближающемуся 200-летию великого Гоголя, для которого аксаковский дом был столь же близок, как родительское имение, Царское Село, римская обитель и все места, где создавал он свои шедевры.