Главная Культура 16:47 16 Августа 2018 3206
Золото и хрусталь древнего Выборга

На фестивале «Окно в Европу» обозначились фавориты 

Леонид Павлючик
Фестиваль был посвящен Геннадию Шпаликову - сценаристу, по сценарию которого снят фильм «Я шагаю по Москве». Фото: globallookpress.com

В Выборге подходит к концу фестиваль российского кино «Окно в Европу». Это грандиозный по своим масштабам кинофорум, на который съехались сотни режиссеров, актеров, сценаристов, критиков. Это кино с 10 утра и до двух часов ночи на трех городских киноплощадках. Это 130 документальных, анимационных, игровых фильмов, которые идут практически в режиме нон-стоп.

Казалось бы, всего два месяца назад в Сочи завершился фестиваль «Кинотавр», который собрал все лучшее, что было в российском кино на тот момент. Амбары и даже сусеки должны были оскудеть. Но кино в нашей стране сегодня находится на подъеме, а фильмов снимается достаточно много, чтобы их хватило и на Выборг. Во всяком случае, два основных конкурса игрового кино – «Осенние премьеры» и «Копродукция: окно в мир» состояли исключительно из новых, не засвеченных в России фильмов.

Некоторые из них киноманы ждали давно и преданно. Так, фестиваль открылся фильмом Александра Велединского «В Кейптаунском порту», сценарий которого был написан почти 20 лет назад. Невероятно, но факт: эта картина могла бы стать дебютом режиссера! Однако тогда ему не удалось собрать для фильма необходимый бюджет. Одна экспедиция в ЮАР может разорить любого продюсера! Но три года назад Велединскому, уже известному мастеру, поучаствовавшему в написании «Бригады», снявшему фильмы «Живой», «Русское», «Географ глобус пропил», удалось «отплыть» в сторону вожделенного «Кейптаунского порта».

На выходе получился большой, масштабный, визуально роскошный фильм, который режиссер представил на фестивале пока в незавершенном виде, что само по себе стало интригующим прецедентом. Кино еще нуждается в технической доводке. Но на 95 процентов фильм, похожего на который в нашем кино еще не было, уже готов.

В нем прихотливо переплетаются судьбы трех основных персонажей – Пахана, Морячка и Салажонка, встретившихся в 1945 году, на исходе войны, где-то на Дальнем Востоке. А дальше начинается путешествие героев во времени – вплоть до 1996 года – и по географическим широтам. Мы увидим в фильме Сахалин, Питер, Крым, наконец, тот самый Кейптаун, песенка о котором задала фильму не только название, но и сюжет, и особую авантюрную стилистику.

«Коктейль» у Велединского получился замысловатый и хмельной. В нем причудливо сочетаются сюжетные конструкции мировых хитов – «Облачного атласа», «Вавилона», с одной стороны, и иронический, абсурдистский стиль культовых саг Квентина Тарантино – с другой. А киноманы со стажем вспомнят знаменитый «Расемон» Акиры Куросавы. В фильме Велединского, как и в шедевре японского мастера, одно и то же событие, произошедшее на сахалинском берегу, рассматривается с разных точек зрения, которые искажают первоначальную «картинку» до неузнаваемости.

Но если у Куросавы «Расемон» был камерной драмой, то Велединский нагружает фильм калейдоскопом белых, черных, желтых лиц (в нем заняты сотни актеров из России, США, ЮАР), фантастических событий, экзотических пейзажей, звучных мелодий, всевозможных кинематографических и литературных аллюзий. Через всю эту жанровую и стилевую чересполосицу неискушенной публике, боюсь, будет не так-то легко продраться. Хотя жюри, как мне кажется, не сможет обойти своим вниманием этот фильм, в необычной форме рассказывающий о вечной борьбе света и мрака, о непознаваемости истины, о братстве всех добрых людей на земле.

Еще одна долгожданная выборгская премьера – фильм «ВМаяковский», над которым Александр Шейн работал восемь лет. Это, впрочем, и не фильм в привычном понимании слова. Это виртуозно снятый киноколлаж, в котором использованы элементы игрового кино, телевизионного репортажа, площадного театра, пантомимы и танца, видеоарта. Маяковского представляет в фильме Юрий Колокольников, Лилю Брик – Чулпан Хаматова (в молодые годы) и Людмила Максакова (в старости).

Сознаюсь честно: в перенасыщенный мир этого фильма нелегко входить. Неслучайно в первые полчаса (а фильм длится 124 минуты) изрядная часть публики покинула зал. Но во второй половине картины режиссерский язык стал прозрачнее, визуальные образы – яснее, драматизм судьбы поэта – нагляднее, что позволило оставшимся в зале стойким зрителям интеллектуально, эмоционально подключиться к такому громадному, непознаваемому до конца явлению, как Маяковский, и даже наградить фильм искренними аплодисментами.
Думаю, многим посмотревшим этот избыточно-пестрый, шумный, звонкий фильм захочется перелистать книги со стихами Маяковского, прочитать исследования, посвященные жизни и судьбе великого поэта. Другое дело, что таких зрителей, по определению, окажется немного: представить этот сложный для восприятия фильм в широком прокате невозможно. Но в студенческих аудиториях, на площадках артхаусного кино ему определенно будут рады.

Но не одним архаусом жив выборгский фестиваль. Появилось на нем и несколько ярких фильмов «для народа». Это «Амбивалентность» Антона Бильжо – качественно сделанная мелодрама о греховной любви студента-медика к матери своего лучшего друга. Это «Папа, сдохни» Кирилла Соколова – изящная пародия на американские боевики. Это «Как я стал» Павла Мирзоева – притча о мальчике-мажоре, который взбунтовался было против своего властного, денежного отца, но только этот бунт в итоге оказался на полусогнутых…

Особый восторг выборгской публики вызвал «Фагот» Бориса Гуца – дерзкое, даже хулиганское кино, целиком снятое на айфон. Разумеется, без всякой государственной поддержки. У фильма оказался остроумный сценарий, яркие, порой на грани фола, диалоги, интересные актерские работы и виртуозный монтаж.

По сценарию, парень хочет расстаться со своей девушкой, которую мать парня (блистательная актерская миниатюра Юлии Ауг) называет ведьмой. В девушке Оле и впрямь временами проглядывает что-то ведьминское – агрессивное и злое. Не зная, как развязаться с бывшей возлюбленной, главный герой, которого мы так и не увидим (он все время за кадром), придумывает классную, как ему кажется, отмазку: сообщает девушке, что он гей. После этого закручивается такая крутая спираль взаимоотношений героя со своей средой, что мама не горюй!

Парадоксальный и острый, фильм «Фагот» иронически, а то и саркастически рисует портрет целого слоя современной городской молодежи, озабоченной только своими детскими комплексами, сексом, изменами, самолюбованием в социальных сетях да дешевым психоанализом. Мне кажется, это один из безусловных претендентов на фестивальное золото.

В конкурсе копродукций безусловным лидером кажется мне фильм «Хрусталь» минчанки Дарьи Жук, живущей сейчас в США. Картина рассказывает о «столичной штучке» – юной деве, живущей в мире музыки, развлечений, удовольствий, отвлеченных умствований о свободе человеческой личности. Она собирается уехать в Америку, но судьба забрасывает ее на неделю в белорусскую глубинку. В поселок, где обрабатывают хрусталь, а зарплату выдают не деньгами, а хрустальными вазами.

Действие происходит в 90-е годы, режиссер точно воспроизводит приметы недавно ушедшего времени. Возникает ощущение, что на экране не кино, а сгусток живой, необработанной, по-своему гармоничной, но все же грязной, потной, нищей жизни, в которой нечем заплатить за телефон, а ужин ежевечерне приходится добывать браконьерский способом в протекающей рядом реке...
Но фильм Дарьи Жук не ретро о лихих 90-х, а высказывание о сегодняшнем и вечном. О столкновении мечты и реальности, о диктатуре быта и жажде свободы, о духовной культуре и вековой, въевшейся в жизненные поры средневековой дикости.

Белорусское кино на протяжении последних десятилетий находилось в анабиозе. Стараниями двух молодых режиссеров – Юлии Шатун с фильмом «Завтра» («Труд» писал об этой талантливой картине) и Дарьи Жук с фильмом «Хрусталь» – оно вышло на принципиально новый творческий уровень. «Хрусталь» уже завоевал Гран-при одесского фестиваля «Золотой Дюк», на днях он был выдвинут Белоруссией на «Оскар». Думаю, не обойдет его наградами и выборгский фестиваль. Как минимум хрустальную вазу авторы фильма в Минск увезут. 

P. S. Как и прогнозировал обозреватель «Труда», в номинации «Копродукция. Окно в мир» победил фильм «Хрусталь» Дарьи Жук. Эта картина — результат совместного производства Белоруссии, России, США. В номинации «Осенние премьеры» лучшим был признан фильм «Папа, сдохни» молодого режиссера Кирилла Соколова. Специальные призы получили фильмы «У ангела ангина» Оксаны Карас, «В Кейптаунском порту» Александра Велединского и «ВМаяковский» Александра Шейна. Приз зрительских симпатий завоевал фильм «Ван Гоги» Сергея Ливнева.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9311
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7032
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

Культура 17:01 / 26 Октября 2024 6220
Куда ветер подует

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Stefan Wackerhagen, globallookpress.com

Какая же осень без ветра? Он срывает последние листья с деревьев, хлещет в лицо дождем, будто отыгрываясь за те недавние месяцы покоя, что был не у дел. А еще ветер — предвестник кардинальных...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?