Онлайн-образование в сфере искусства — панацея или бесполезная трата времени и сил? Споры на эту тему обострились во время пандемии, когда приверженцы «удаленки» стали наступать особенно энергично.
У многих даже возникло опасение — не скукожится ли традиционное обучение настолько, что не сможет возродиться и после снятия всех карантинов? Вот и «Труду» высказали свое отрицательное отношение к замене живых занятий интернет-уроками руководитель Академии молодых певцов Большого театра Дмитрий Вдовин («Не слышно ни нюансов, ни изменений, которые ты просишь ученика сделать в его пении, дыхании, позиции» — см.газету за 2 апреля), директор Гнесинской одиннадцатилетки Михаил Хохлов («Тонкие энергии не передаются через онлайн» — 18 июня). Ну так что, выходит, нет людей, кому удалось найти общий язык с этим «чудовищем» — виртуальным миром? И не просто найти, но получить от него максимальный КПД?
Похоже, такие люди есть. Журналиста «Труда» убедил в этом опыт певицы и педагога, которая год назад превратила свою онлайн-платформу в ресурс для эффективного саморазвития и осуществления заветных желаний самых разных вокалистов через упорную, но доставляющую радость работу над собой.
Имя Карины Купер достойно того, чтобы его запомнить. Девушка из семьи саратовских музыкантов прошла непростой путь через Москву с ее трамплинами и жестокой «русской рулеткой», чтобы в конце концов покорить голливудские холмы и стать там востребованной.
Столичную Академию им. Маймонида, куда Карина поступила в 16 лет, она вспоминает с благодарностью. Знания, полученные там, составили крепкий теоретический фундамент для будущей авторской вокальной школы. Хотя порой приходилось совсем несладко:
«В комнате, которую сняли мы с мамой, поехавшей мне помогать, не было даже пианино. Мама на скрипке давала мне ноту ре, я расчерчивала на картоне клавиши и внутренним слухом представляла себе, как звучал бы под моими пальцами реальный инструмент».
Упорство и жажда развития побудили поехать после четвертого курса академии в США, где Карина осталась учиться и работать. Она сразу заметила колоссальную разницу в обучении вокалу в России и США. В то время как русский педагог погружается в технические и теоретические подробности, американский, не заморачиваясь «деталями», будет заниматься твоей общей чувственной и духовной настройкой, призывая к главному — внутренней свободе и «визуализации», то есть достижению нужного эмоционального состояния через фантазию, погружение себя в определенный образ, ситуацию.
«Ты все делаешь сам, ты свободная личность, ты самовыражаешься, как хочешь. И пока не прочувствуешь песню именно таким способом, тебя не „почувствуют“ слушатели», — такова, по словам Карины, суть американской вокальной школы.
На самом деле, конечно, обе стороны — и техническая, и чувственная — жизненно важны. И Карина, соединив в себе две уникальные культуры, освоив множество техник и подходов, нашла, как она считает, заветный ключ.
Ее авторский курс комплексного развития вокалиста рассчитан на полгода (23 урока), но результаты видны уже через месяц, причем как у начинающих, так и у опытных певцов. Такова сила суммированного Кариной опыта русской педагогики и внимательно изученной ею практики Бейонсе и других ведущих западных артистов. Эта система дает возможность снять телесные и голосовые зажимы, правильно организовать дыхание и биофонию (звукоизвлечение). А еще она учит петь мелизмы (виртуозные украшения) в духе той же Бейонсе или, допустим, тирольского йодля. Ученику высылаются MP3-аккомпанементы, благодаря которым он чувствует себя поющим с оркестром. Если же возникают вопросы — Карина и воспитанные ею кураторы-методологи всегда готовы на них ответить.
Пандемия и вынужденный перенос занятий в интернет стали для этой системы жесткой проверкой. Но после первого же удаленного урока Карина поняла, что взаимопонимание найдется, если педагог искреннее желает помочь ученику обрести новый уровень, а ученик готов усердно работать над собой. Даже многие вещи, которые, казалось бы, немыслимы вне реальной тактильности — лорингальные массажи, разминка сосцевидных мышц, всевозможные скрутки и растяжки — Карине удается грамотно передать через экран.
Скептиков, конечно, хватает. Например, спрашивают: как же вы аккомпанируете ученику по скайпу, там ведь сигнал запаздывает на несколько секунд. Карина отвечает, что и с этой задержкой можно научиться работать — ну, примерно как дирижер в опере приспосабливает оркестр под поющего в свободном темпе солиста. Вот здесь, утверждает она, американская система, призывающая певца слушать свой внутренний голос и вокальную интуицию, незаменима.
В целом же задача педагога, работает ли он офлайн или онлайн, одна — «научить петь здоровым звуком и дать человеку ключик к его собственному, Богом данному вокальному аппарату».
Никто, в том числе сама Карина, не говорит, что ее метод единственно верный. И, когда станет возможно, она с радостью вернется в офлайн. В то же время понимая, что и онлайн-методики — вещь не сиюминутная, им обязательно найдется место в будущем, а потому их тоже надо развивать и совершенствовать.
Читатель, возможно, скажет, что автор этой заметки просто попала под обаяние увлеченной своим успехом девушки. На это отвечу, что не только обаяние Карины, но и действенность ее методик ощутили на себе Полина Гагарина, Макс Барских, Зара и другие известные эстрадные певцы, проходящие у нее многомесячные курсы. А еще — около пяти тысяч учеников по обе стороны океана, выбравшие именно школу Карины Купер. А еще — слушатели, ожидающие выхода нового ее альбома как певицы. Ну, а мы с вами, российская публика, сможем оценить талант Купер на ее живых концертах, которые, она обещает, скоро грядут и на ее родине.