Для тех, кто не в курсе, напомним: идет Год охраны окружающей среды в России. Экология в нашей стране входит в моду, о чем говорит и этот пробег, организованный по инициативе проекта «Изумрудная планета».
Знакомство с новым видом транспорта я начала с разговора по душам с продавцом электрокаров. Парень живо рекламировал чудо техники — экологически чистый автомобиль, который можно заряжать c помощью обычной розетки:
— В конце концов, можете удлинитель из окна выбросить, и за ночь машина зарядится.
— А с 16-го этажа?
— Девушка, вы машину купите, а розетку я вам найду, обещаю!
После такого диалога остается только удивляться, что есть еще чудаки, разъезжающие на чадящих авто с двигателями внутреннего сгорания. Но их, чудаков, станет меньше. По крайней мере многие из тех, кто вышел на старт «электрического» ралли, не скрывали своей симпатии к новым игрушкам.
На территории «Красного Октября» выставили для знакомства электромобили всех видов и размеров, начиная с современных Mitsubishi и Nissan и заканчивая ретрокаром, напоминающим карету. Гостей встречали мимы, люди на велосипедах из будущего (продвинутые люди называют это Segway), экологи, раздающие «чистые» угощения из фруктов и овощей.
Весело, суматошно, но пора в дорогу. Нас, экипаж «Труда», подводят к новенькой Mitsubishi. У машины по соседству замечаем известного художника Никаса Сафронова.
— Как вы думаете, у этих машин в нашей стране есть будущее?, — спрашиваю я Никаса, рассматривающего белоснежный экокар.
— Конечно, они ведь модные, красивые, да и приятно выглядеть современным человеком, думающим о чистоте окружающей среды. К тому же люди на обочине всегда беспокоятся в двух случаях: чтобы машина не забрызгала грязью и чтобы не чадила в лицо.
— А вы бы себе такую купили?
— С удовольствием, но пока не знаю, где их заправлять. В Москве, по-моему, всего одна экозаправка...
Художники, как обычно, преувеличивают трудности — таких заправок в столице уже около полусотни. Тоже, конечно, не фонтан, но власти обещают, что число их будет расти в геометрической прогрессии.
Правда, стоит эта игрушка по-взрослому: средняя стоимость электромобиля колеблется в районе 1,7-2 млн рублей. Полная зарядка — 70 рублей. Зато с августа будет бесплатная парковка в центре города! Серьезный аргумент для автолюбителя, измученного штрафными квитанциями.
...Но вот и поехали. Путь неблизкий: до экопарка Горчаково в Новой Москве и обратно — около 100 км.
— Вы готовы, если понадобится, толкать авто? — задает вопрос на засыпку наш водитель Володя Соколов. Шутит?
Вообще-то полного заряда батареи должно хватить на 150 км, но это в так называемых идеальных условиях: в авто один человек, без багажа, при ровной дороге и отсутствии ветра в лицо. Чтобы полностью зарядить батарею, нужно 6-8 часов (это как раз из своей розетки, так называемая медленная подзарядка). На заправках используется быстрая — за полчаса батарея заряжается на 80%. И еще нюанс: автолюбители, успевшие обзавестись экомобилем, говорят так: «Или кондиционер, или едем!» Однако Владимир включил кондиционер, едва мы отъехали от старта.
Машина легко разгоняется (максимальная скорость — 140 км), легкая, маневренная. Действительно игрушка! И тишина в салоне (если не считать проносящиеся мимо несознательные грузовики и джипы, ревущие своими табунами лошадиных сил).
Что еще хорошего? Как нам объяснили, тут практически нечему ломаться. Ну ходовая хилая — так это болезнь маленьких машин. Зато техосмотр проходить не нужно: здесь же нет масла, да и менять ничего не нужно. Средний срок службы батареи — семь лет.
На подъезде к Новой Москве убеждаемся с облегчением, что мощности батареи хватит и на обратную дорогу, так что толкать авто не придется. На финише встречает оркестр под белым шатром. Добрались без происшествий. Водители и пассажиры в восторге. Обсуждают, прицениваются. Видный российский эколог Елена Шаройкина подытоживает:
— Мы свою миссию видим в формировании новой культуры среди россиян, где предпочтение отдается экологичным видам транспорта.
Женщина в широкополой шляпе, украшенной изображением электрокара, координатор международного совета «Зеленое развитие» Ирина Галанова настроена бескомпромиссно:
— Именно такие авто должны стать доступными для общественного пользования. Нужно изъять из города машины, которые чадят и шумят. К тому же посмотрите, как красивы электромобили!
Организаторы правы: и красиво, и современно, и экологично. Осталась только малость: чтобы такими же восторженными чувствами прониклись наши соотечественники. Первый шаг к этому сделан.
Параллели
На сегодняшний день по России разъезжает всего три сотни электромобилей. Для сравнения: в Китае реализовано около 60 тысяч таких машин, во Франции — около 100 тысяч, а в Ирландии и вовсе к 2020 году планируется перевести 10% всего автотранспорта на электропривод. Большинство развитых стран проводят активную политику популяризации электромобилей, и сегодня Россия делает в этом направлении первые шаги.