Главная Культура 22:27 16 Июня 2014 2618
«Демон», сыгранный без слов

В Театре имени Ермоловой премьерой лермонтовского «Демона» отмечают сразу два юбилея — 200-летие поэта и 175-летие его самого романтического творения

Виктория Пешкова

Есть в этой закономерности нечто фатальное: судьбы Европы решались и в 1814-м, когда Лермонтов появился на свет, и в 1914-м, когда Россия весьма скромно отмечала его столетие под гром канонады Первой мировой, и в 2014-м, когда всего за несколько месяцев до 200-летнего юбилея поэта привычный нам мир снова начал колебаться и менять свои очертания. Празднование, безусловно, состоится, но не размахом его и масштабом измеряется созвучность творчества Лермонтова сегодняшнему дню.

Противостояние добра и зла никогда не было для него предметом отвлеченных философских рассуждений. В его собственной душе борьба эта возникла очень рано (первую редакцию будущего «Демона» Михаил Юрьевич создает пятнадцатилетним и продолжает работать над поэмой еще десять лет, дольше, чем над любым другим своим произведением), и с тех пор поэт всегда делает ее ареной душу конкретного человека — Арбенина, Печорина, Мцыри. В том же Демоне, «духе изгнания», больше от человека, нежели от падшего ангела, и каждый может разглядеть в нем и собственные черты, если осмелится. Дать такую возможность зрителю решил известный режиссер-хореограф Сергей Землянский, поставив в Театре имени Ермоловой спектакль «Демон. Версия без слов».

Режиссер не впервые отнимает у актера его главное оружие — силу слова, интонации, тембра голоса. В Театре имени Пушкина он поверял пластикой классику — «Материнское поле» Чингиза Айтматова и «Даму с камелиями» Александра Дюма-сына, в «Гоголь-центре» заставил замолчать персонажей «Машины» пост-постмодерниста Юрия Клавдиева. В распоряжении актеров Землянский оставляет только движение, но не танец как таковой, так что настроившиеся на очередной бодрый «данс-проект» могут не беспокоиться: завораживающая музыка Павла Акимкина хоть и изобилует темпераментными грузинскими мотивами (лермонтовский сюжет как-никак обязывает), но к лезгинке и картули дело не сводится. Это динамичная драматическая история, только рассказанная без слов.

В прошлом профессиональный танцовщик, Землянский хорошо знает, что далеко не каждый драматический актер может быть интересным в сложносочиненной хореографии (ради примитивной не стоит и огород городить). Зато в пластике может быть и убедителен, и искренен: тело человека, в отличие от языка, врать не умеет. В случае с «Демоном» это особенно ценно: не вина поэта в том, что сегодняшний зритель в большинстве своем высокой поэзии не приемлет, да и вообще словам не слишком доверяет. Особенно когда речь заходит о жажде власти или мщения, о муках ненависти или любви: слова, их обозначающие, стерты в мелкий песок, а сами чувства деградировали до мелких страстишек, коим так приятно предаваться и так не хочется противостоять.

Демон (Сергей Кемпо/Дмитрий Чеботарев) — не исчадие ада в чистом виде. Он вроде бы и рад полюбить, но — не умеет, потому что не умеет и не хочет отдавать, только брать, что гораздо приятней. И его чувство к Тамаре (Зоя Бербер/Маргарита Толстоганова) — не любовь, а страсть, попытка взять (нежность, сочувствие, ласку, красоту, в конце концов), не отдав взамен ничего, кроме весьма призрачного «и будешь ты царицей мира...». Слепая вера во всесилие любви — заблуждение из разряда вечных: каждое следующее поколение предается ему с новым азартом, и лишь немногие успевают до истечения срока жизни догадаться, что изменяют ее поступки, а не благие намерения. Большинство упивается своими страданиями, виня в них всех вокруг, начиная с Творца и заканчивая ближними. Подобно Демону, этим время от времени грешит каждый, а цивилизация знай успевает подбрасывать все новые соблазны.

Олег Меньшиков, художественный руководитель театра, дал добро на постановку не в последнюю очередь потому, что сам некогда играл Демона в спектакле Кирилла Серебренникова, поставившего его для «Театрального товарищества 814», известного частного проекта Олега Евгеньевича. Но спектакль, по не зависящим от создателей причинам, прошел всего несколько раз, а недоигранное не дает покоя. Для Меньшикова эта роль из тех, что притягивают к себе на всю жизнь. Безмолвная версия «Демона» получилась нервной, напряженной, яркой. Отправляясь в театр, знать первоисточник необязательно: желание прочесть придет после. Молодой аудитории он наверняка будет ближе, чем зрителям постарше, хотя Сергей Землянский сознательно отказывается «писать адрес на спектакле». Каждый, как известно, выбирает по себе. В том числе и театральные постановки.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5203
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 4531
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...