Главная Культура 20:47 16 Марта 2020 2441
Жестоки не по-детски

В Театре имени Сац поставили оперу о мире, больном инфантилизмом 

Сергей Бирюков
Герои намертво привязаны к своей Комнате, жизни вне которой себе не представляют. Фото Елены Лапиной, предоставлено Театром имени Наталии Сац

В нашей стране всякая постановка оперы Филипа Гласса (знаменитый американский композитор написал их более двадцати, но лишь единицы знакомы отечественному зрителю) – событие. А тем более если эта опера – на сюжет одного из самых глубоких и загадочных сочинителей последнего столетия Жана Кокто. Тем более – если она на тему детства, точнее инфантилизма, которым болен современный мир. И тем более – если поставлено это произведение в детском театре. В том, где, вопреки расхожему представлению, далеко не только «Теремок» с «Кошкиным домом» идут, но и самая серьезная мировая классика, и барочные редкости, и авангард, а теперь вот – и такая опера для публики 16+, как очень точно обозначено в программке спектакля Театра имени Наталии Сац «Жестокие дети». Самый возраст задуматься о том, «куда уходит детство» и что бывает с теми Питерами Пэнами, которые хотят остаться в нем навсегда, но не улетают на сказочный остров, а живут среди нас, продолжая свои игры – по-детски безбашенные и часто по-взрослому жестокие.

Роман Кокто «Жестокие дети», наверное, не случайно появился в начале ХХ века (1927 год), когда человечество, очнувшись от грез XIX века, обнаружило, что способно поставить себя на грань уничтожения ради самых примитивных инстинктов обладания. Опера Филипа Гласса (автора таких известных в мире опер, как «Эйнштейн на пляже», «Процесс», «Сатьяграха» – последняя до нынешних дней, кажется, единственная имела в России постановочную историю) написана в самом конце столетия (1996 год), к сожалению, так и не сделавшего людей мудрее и добрее. Ну и сегодня, еще четверть века спустя, мы видим, что властолюбие и эгоизм, которые ничто иное как инфантилизм, получивший в свои руки громадную власть, ни на йоту не сдали своих позиций.

Вот на какие мысли навело произведение, внешне предельно скромное – четыре певца-солиста и оркестр из всего трех фортепиано. И действие, не выходящее из пределов одной комнаты. Точнее, Комнаты, как, с большой буквы, названа она в либретто, потому что это единое пространство – модель человеческой Ойкумены, из которой людям никуда не деться, но и пользуются они ей не самым разумным образом.

Элизабет с братом Полем всегда жили «как две части одного организма», а чтобы жизнь обрела смысл и цель, придумали Игру – какую, нам не сообщают, тут режиссер Георгий Исаакян, не поскупившись на намеки, мудро избежал прямолинейности, за что ему респект. А художница Ксения Перетрухина  нашла этой Игре (которая и сама метафора искусственной, придуманной жизни) отличный зрелищный символ – бадминтон с его вроде бы невесомыми, но совершенно нелетучими шариками, не способными преодолеть и нескольких метров. Один из таких шариков – герои в этот момент играют в снежки – попадает в грудь Поля и неожиданно едва не убивает мальчика: то ли пустивший его озорник Даржело запрятал внутрь камень, то ли просто Поль такой хиляк. Даржело после этой начальной сцены больше не появится: он выполнил роль перста судьбы, отметившего самое слабое звено в связке героев. Зато появится похожая на него как близнец чудесная добрая девушка Агата, в которую Поль влюбится. И эта любовь встретит ожесточенное сопротивление Лиз, не желающей потерять власть над Полем, а вместе с тем возможность играть бесконечно в свою Игру, подменяющую настоящую, взрослую Жизнь, к которой Элизабет совершенно не готова. Сетью интриг она женит на Агате Жерара, простодушного друга Поля. А когда и это не помогает, готова отравить брата и застрелить… Агату? А может, самое себя?

Клубок отношений, лихо закрученный и вместе с тем как бы нарисованный скупой графикой (Кокто был и великолепным художником), совершенно объяснимо заинтересовал композитора-минималиста Филипа Гласса. В его по внешности примитивном, как вирус, музыкальном языке – многократно повторяемых, как бы заикающихся, постоянно неуловимо варьируемых, «генетически мутирующих» гармонических и фактурных формулах – отражается само течение жизни, стихийное и подчас вовсе лишенное смысла. Поскольку оформленные мелодии в таком «первично-белковом» материале практически исключены, то и индивидуальные характеристики героев обнаружить сложно, все персонажи изъясняются примерно на один речитативно-распевный лад, являясь скорее архетипами этого коллективного рассказа-мифа, чем личностями в полном смысле. Тем больший восторг вызвала у автора этих строк работа актеров Людмилы Вересковой (фанатичная Лиз), Анны Холмовской (недалекая Агата-Даржело), Сергея Петрищева (простак Жерар) и Дениса Болдова (меланхоличный Поль), насытивших полуторачасовой музыкальный поток громадной страстью. Притом они – не единственные участники каста, у театра его хватает на два, а то и три состава. Особо скажу об услышанных мною пианистках Анастасии Зиминой, Олесе Потаповой и Дарье Смирновой – они же концертмейстеры театра: выдержать такую нагрузку, лишь на редкую секунду получая в качестве милости от композитора паузу, а все полтора часа «лупасящих» (по хлесткому замечанию кого-то из зрителей) эти на самом деле очень хитрые, полные лукавых синкоп и негармонических тонов пассажи – настоящий подвиг. Помогла его совершить дирижер Алевтина Иоффе, держащая эту сверхподвижную звуковую ткань в своих крепких руках.

По саспенсу это истинный триллер, не хуже хичкоковских. По черно-белой простоте сценических решений – пример постановочной виртуозности, конгениальной «графике» Кокто и Гласса. Персонажи, в чьем распоряжении три абсолютно одинаковые кровати и ванны (в доме еще жила мать Лиз и Поля, символично умирающая в самом начале сюжета), так и норовят сгрудиться все разом в чьем-нибудь уголке, страшно толкаясь, но и не в состоянии обойтись друг без друга, настолько они боятся дыхания Жизни вне привычного им замкнутого круга. «Надо уметь ненавидеть жизнь», истерически бросает Лиз фразу, за которой следует роковой выстрел. Не правда ли, наводит на ассоциации? Сколько миллионов выстрелов гремят в наше время по всему миру именно потому, что стремящиеся удержать власть люди любят ее больше, чем жизнь, порой даже свою собственную. И уж тем более, если эта жизнь – чужая.

P.S. Опера исполняется с разрешения издательства Dunvagen Music Publishers, Inc 

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9364
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7061
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?