У разжалованного полгода назад до статуса музейного филиала крейсера «Аврора» появилась надежда на возвращение в состав ВМФ РФ. Подарил ее Сергей Шойгу, который впервые нанес визит в Петербург в качестве министра обороны.
Глава военного ведомства обсуждал судьбу «Авроры» на встрече с губернатором Георгием Полтавченко. Как оказалось, Сергей Кужугетович согласен с теми, кто считает, что исторический крейсер необходимо сохранить в статусе корабля №1 отечественного Военно-морского флота. Вопрос в том, насколько это реально. Ведь бывший министр обороны Анатолий Сердюков многое успел за три года, в течение которых по его приказу велось планомерное уничтожение корабля как учебного судна и морской реликвии.
Напомним: поводом для выведения крейсера из состава ВМФ послужила скандальная вечеринка, венчавшая Петербургский экономический форум 2009 года. Некоторые изрядно разгоряченные гости завершили застолье массовыми прыжками за борт, в Неву. Только по счастливой случайности обошлось без жертв.
В министерстве, вместо того чтобы разобраться и навести порядок, команду крейсера, основу которой составляли матросы срочной службы, решили попросту расформировать. Последний моряк покинул крейсер в октябре 2012 года. Судно, по сути, было заброшено, поскольку вместо команды в 40 человек на нем остались восемь гражданских со средней зарплатой 8 тысяч рублей в месяц…
Корреспондент «Труда» отправилась на Петроградскую набережную Северной столицы, где стоит крейсер, которому в наступившем году исполнится 130 лет. Как чувствует себя ветеран после всех перетрясок последнего времени?
Еще несколько лет назад на набережной выстраивалась очередь желающих приобщиться к живой истории флота. Каково же было мое удивление, когда в воскресный день я тут не обнаружила ни души. Скучали даже торговцы сувенирных палаток – ни одного покупателя!
На скользкой палубе мне стоило немалых усилий, чтобы не скатиться за борт. К счастью, успела ухватиться за ручку орудия. Того самого, что выстрелило холостым зарядом октябрьским вечером 1917‑го, дав сигнал к штурму Зимнего. Что ж, никто не чистит здесь палубы, трап? Обращаюсь к невысокому мужчине, идущему в направлении от кормы: «Не скажете?..» «Нет, – резко отвечает, даже не дослушав. – Я с посетителями не общаюсь». И исчезает за переборкой.
Забираюсь по трапу на верхнюю, служебную палубу, где рубка. Жду, что вот сейчас меня заметят, дадут нагоняй. В октябре 2011 года по такому же сценарию действовали анархисты, которые прошли на корабль под видом туристов, забрались на мачту и развернули там пиратский флаг. Скандал был на всю страну! После ЧП оставшиеся матросы стали нести круглосуточную вахту. И вот теперь снова всем кому не лень можно «седлать» тут орудия, бродить по служебной палубе и забираться на мачты?
В завершение спускаюсь в музей. Он некогда славился уникальными экспонатами, среди которых фотографии, документы и подлинные вещи матросов, служивших на «Авроре» в первой четверти ХХ века. Как бы кто ни относился к событиям, последовавшим за Октябрем 1917 года, это наша история. Убедилась, что музей легендарного крейсера продолжает работать. Правда, экскурсии стали платными. Цена билета для взрослых – 100 рублей, для школьников, студентов, пенсионеров – 50.
Машинное отделение по-прежнему сияет чистотой. Все механизмы практически в идеальном состоянии. Хоть сейчас заводи – и в море!
«Чтобы поставить «Аврору» на ход, многое нужно сделать, – сказал «Труду» Игорь Курдин, председатель петербургского клуба моряков-подводников, капитан 1 ранга запаса. Он был одним из тех, кто до последнего бился за флотский статус корабля. – А для начала потребуется полное обследование на соответствие требованиям Морского регистра. Затем – ремонт в доке, установка современных систем безопасности. Все это реально. Главное, чтобы новое руководство Минобороны приняло во внимание все доводы и выделило необходимые средства. Зато вы только представьте, какой будет фурор: «Аврора», участница Цусимского сражения 1905 года, выходит на рейд и встает во главе парада на Неве!..»
Как считают специалисты, корабль может стать вспомогательным судном ВМФ РФ. Для начинающих моряков это была бы отличная школа – как с точки зрения морской науки, так и патриотическая.
К слову, рядом с «Авророй» на той же Петроградской набережной – Нахимовское училище. Его воспитанники традиционно проходили на крейсере практику, несли здесь вахту, принимали присягу. Сегодня их тут не видно. Я за те два часа, что провела на борту крейсера, не встретила ни нахимовца, ни вообще человека в морской форме.
«Моряки сюда давно уже не ходят – ни молодые, ни пожилые, – пожал плечами охранник у трапа. – Да и что им тут делать?»
Действительно, что?
Личное дело
«Аврора» – крейсер 1-го ранга Балтийского флота. Спущен на воду 11 мая 1900 года. Водоизмещение – 2621,36 тонны. Броня – 705,55 тонны. Назван в честь парусного фрегата «Аврора», прославившегося при обороне Петропавловска-Камчатского в годы войны 1853–1855 годов.
В Великую Отечественную корабль, находившийся в Ораниенбауме, участвовал в противовоздушной обороне Кронштадта. В июле 1941-го была сформирована батарея «А» («Аврора»), в состав которой вошли девять снятых с крейсера 130-миллиметровых орудий. В сентябре в течение недели батарея вела бой с немецкими танками, сражаясь в полном окружении до последнего снаряда. К исходу восьмого дня боев из 165 человек личного состава к своим вышли только 26 моряков.