Главная Культура 22:38 15 Декабря 2018 3732
Русский след в парижском сундуке

Пушкинский музей рассказывает историю любви Пабло Пикассо и Ольги Хохловой

Елена Широян
Это была любовь-буря, любовь-ненависть, где страсть соседствовала с желанием остепениться и нарочитой буржуазностью

Знойный довоенный Париж, пронизанный смятенной музыкой модернизма, царит на очередных «Декабрьских вечерах». Эти вечера, детище великого пианиста Святослава Рихтера и президента ГМИИ Ирины Антоновой, славятся исполнителями-звездами, союзом музыки и поэзии с изобразительным искусством. На сей раз фестиваль именует себя «музыкальным подстрочником» выставки «Пикассо&Хохлова». Пожалуй, впервые в практике авторитетного московского музея столь откровенно проект увязан с личной жизнью знаменитости.

Концерты на Волхонке проходят в обрамлении картин Пабло Пикассо и зарисовок его друзей — свидетелей превращения неистового испанца из полуголодного enfant terrible в достопочтенного мэтра. А все дело в лав-стори — любви Пабло Пикассо и его первой жены, балерины дягилевской труппы Ольги Хохловой. Той самой, что, по отзывам друзей и недругов, сильно изменила и облик, и строй мыслей художника-бунтаря.

Впрочем, найденный внуком Хохловой Бернаром Руис-Пикассо архив бабушки, долгие годы пролежавший в ее дорожном сундуке, оставляет массу загадок и вопросов. А пока ответ зрители и слушатели ищут в музыке, звучащей на фоне картин: сочинения Мориса Равеля, Мануэля де Фальи, Франсиса Пуленка, Артюра Онеггера, Игоря Стравинского, мелодии дягилевских балетов, беспокойные ритмы фламенко... Услада для глаза и уха!

Итак, двое: Пикассо и Ольга. Это была любовь-буря, любовь-ненависть, где страсть соседствовала с желанием остепениться и нарочитой буржуазностью и со счастьем отцовства, впервые изведанным на рубеже сорокалетия. Такое бывает в жизни, но для художника это не только факт биографии, личной судьбы, но и крутые виражи в творчестве. Эти резкие перемены живописной манеры, причем не раз и не два, отражены в выставке.

Стартует экспозиция в Белом зале, увешанном бесчисленными портретами Ольги — сначала изящной юной дамы в мехах, с книгой, в танце, за пианино, а чуть позже — матроны, обретающей не свойственный ей в жизни монументальный облик: живописец стремительно уходит от конкретных форм к обобщениям, к сюрреализму. А вот портреты сына Пауло, рожденного в 1921-м. Поначалу маленький принц — на руках у матери, на ослике в парке, за рисованием, в столь любимых Пикассо костюмах Пьеро и Арлекина. Дополненные архивными фото, они вызывают умиление, если бы: Если не знать, что потом восторги отца сменятся разочарованием и раздражением: первенец не оправдал его надежд, не выказал талантов. Вроде бы увлекся автогонками — и мэтр снизошел, сделал сына личным шофером.

Пикассо — ГМИИ, именно в этом музее в 1956-м состоялась первая его выставка в СССР, открывшая путь к официальному признанию — через шесть лет он получит Ленинскую премию, как говорят, не без помощи Ирины Антоновой. Творчество испанца многократно показано на разные лады, но теперь музей попытался исследовать эволюцию художника сквозь призму любовных переживаний. И уже получил упреки за склонение к «попсе». Однако тут важно не выплеснуть с водой и ребенка, разобраться, насколько любовные эмоции способны влиять на творчество.

Русская дворянка Ольга Хохлова в донжуанском списке Пикассо не первая, но до встречи с ней художник, переживая роман за романом, не помышлял о женитьбе. Равно как о возвращении к спокойной, реалистической живописи в духе классицизма (таков известный портрет Ольги в кресле, написанный в подражание Энгру). Созданный в 1917 году по фотографии (она есть на выставке, как и само «кресло Ольги» с цветочным орнаментом) холст якобы отразил ее желание узнавать себя на портретах. Еще одно знаковое ее изображение, в мантилье, — подарок матери Пикассо, сразу предупредившей невесту о сложном характере сына. Разумеется, в пору влюбленности такие доводы не действуют. Паре было отпущено семь счастливых лет, омрачавшихся лишь тревожными письмами родных из России, но в ту пору художник не скупился им помогать. Однако затем от идиллии не осталось и следа, как и от классического стиля — он сменился новыми деформациями лиц и фигур, несхожими с периодом «Авиньонских девиц», но не менее яростными.

Пикассо добился успеха еще до Первой мировой. И когда в 1916-м поэт Жан Кокто, автор либретто балета «Парад», пригласит друга-испанца оформить спектакль «Русских сезонов», к Дягилеву приедет уверенный в себе маэстро, способный задавать тон. Кокто перепишет сценарий балета под диктовку Пикассо, именно к этому варианту создаст музыку Эрик Сати, а русский импресарио, заметив, что художник воспылал страстью к одной из его танцовщиц, предупредит: «Осторожно, на русских надо жениться!..»

Так оно и вышло. В Риме, где шли репетиции скандально провалившегося балета, случится перелом в судьбе Пикассо, что приведет его к новой вершине успеха, откроет двери в светские салоны, где привыкла вращаться Ольга. А дальше... Вполне можно было бы сказать, что эгоистичный художник безжалостно сломал судьбы и жене, и сыну. Ольга, поначалу купавшаяся в обожании и светской роскоши, десять лет прожила фактически брошенной под одной крышей с мужем, занимавшим отдельный этаж в шикарном доме на улице Боэси и не отказывавшим себе в удовольствиях.

В 1927-м он увлекся юной Мари-Терез Вальтер, возникшей и на его полотнах. Впрочем, не сходила с них и Хохлова, но уже в образе страшного, бесформенного существа с разверстым в крике ртом. А в 1935-м Вальтер явилась к жене Пикассо, дабы показать «лучшее его творение» — новорожденную дочь. Ольга уехала из дома, увезла сына на юг Франции, подала на развод, но так его и не получила: мэтр был против дележа имущества, что предписывал брачный договор. Пикассо не давал свободу жене, а та сгорала от ревности и безуспешно добивалась справедливости, пока не умерла в 1955-м от рака.

Впрочем, авторы выставки, среди которых внук Хохловой Бернар Руис-Пикассо (дорожный сундук, в котором он обнаружил архив бабушки, — еще один мемориальный экспонат выставки), затеяли вовсе не выяснение отношений в духе навязших телешоу с бесконечным полосканием грязного белья. Картины и музыка возвышают над бытом и возносят в те выси, где есть вечные вопросы — и очень редки ответы. Выставка повествует о вещах не менее драматических, чем отношения двух незаурядных людей: о переходе от радости жизни 1920-х к смутным предчувствиям 1930-х и катастрофе, разразившейся в 1940-х. Изломанные формы, трагический надрыв картин, казалось бы, отразивших личную драму, служат предвестием главного его полотна — «Герники»: мастер кричит, что прежний мир разрушен...

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5468
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5112
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...