Мы продолжаем публикацию лекции сексолога Сергея Агаркова на тему детской сексуальности. Первая часть лекции была посвящена вопросу «Как рассказать детям про секс?».
Родители - плохие источники информации
Основной источник информации для детей – это, все-таки общение со сверстниками. Причем, стимулов к этой информации у них достаточно много: это и определенные игры, которые носят определенный сексуальный оттенок. Скажем, для девочки даже одевание кукол, примерка на них одежды - может являть собой пример игры с сексуальным оттенком. Или компьютерные игры - для мальчиков какие-то. Сегодня нельзя ребенка отключить от эротических шоу. Он видит, что люди обнажены, он видит, как реагируют звезды друг на друга. Он смотрит сериалы и видит чувственные отношения, которые происходят. И все это он должен вписать в свою жизнь. Собственно говоря, родители воспитывают не столько своими словами и не столько дачей информации, сколько своим отношением к жизни, созданием определенной моральной и нравственной среды в доме, нетерпимостью по отношению к каким-то социальным явлениям, к конкретным явлениям у соседей. Поэтому не так уж и важна та информация, которая представляется родителями.
Трудности состоят в том, что родители плохие источники информации. Во-первых, они сами мало что-либо знают, во-вторых, у них нет навыков донесения этой информации до ребенка, в-третьих, они побаиваются сами говорить на сексуальные темы, особенно с ребенком. Они боятся сломать эту «дорогую игрушку» и большую ценность. Лучший вариант, когда они футболят друг к другу ребенка.
Он подходит к папе, который говорит: «Это – к маме». Ребенок подходит к маме, а мама ему говорит: «Мальчик – к папе». И ребенок чувствует, что эта тема закрыта для обсуждений.
Поэтому, если родителям стоит создавать самое главное, что может быть в доме – нравственный фон и определенную атмосферу. Тогда вся информация от родителей будет ситом, через которое внешняя информация начнет отсеиваться. Потому что даже если заблокировать порносайты, даже если в интернете поставить фильтры (это все надо делать, потому что ребенка нужно оберегать от нежелательной информации), тем не менее, даже то, что он видит, требуется фильтровать. И этим фильтром является только нравственные ценности, которые были привиты в семье.
Эту и многие другие темы вы можете обсудить на нашем ФОРУМЕ >>
Зачем нужен психолог?
Что касается конкретной информации и объяснений физиологических процессов, объяснения сути отношений между мужчиной и женщиной, то это лучше возлагать на специалистов. Мировой опыт цивилизованных стран, причем не тех стран, которые дают большие социальные, в нашем понимании, негативы, а те страны, в которых очень низкая разводимость, которые справились быстрее других с эпидемией СПИДа, те страны, в которых очень низкий уровень подростковых беременностей и благополучная социальная атмосфера подтверждают данное утверждение.
Работу информационную лучше возлагать на специалистов. Кто это должен быть? Идеальным является единственный в нашей реальности сегодня человек.
Это детский психолог, который должен быть в любом детском учреждении. И детском саду, и в школе. Причем, его работа – это набор определенных информационных материалов, которые он должен показать детям. Он – последняя инстанция, которая может эту информацию либо остановить, либо, наоборот, продвинуть в сознание ребенка. Он и индивидуальный консультант для ребенка. Это доверенное лицо, к которому он может прийти и проговорить эту проблему. Он же является представителем и адвокатом семьи. То есть, если пришли родители, и им нужно получить конкретный ответ, как поступить с ребенком, то опыт показывает, что и классный руководитель, и зам директора по воспитательной работе, и директор школы, и начальник департамента образования - слишком заняты организационной деятельностью. А душой ребенка может заниматься единственный специалист - школьный психолог.