...Многие участники бизнес-форума говорили: давно пора многочисленные заявления о сотрудничестве наших стран наполнить взаимовыгодным экономическим содержанием. У России с Украиной - общая граница, некогда мощные производственные связи, языковая и культурная близость, родственные узы миллионов людей.
К сожалению, после распада Союза во взаимоотношениях двух стран преобладала изоляционистская политика, которая привела к тому, что нынче в Украине тяжелая социальная ситуация, катастрофическое сужение рынков сбыта, высокая безработица.
"Когда двое ссорятся, - заметил Аркадий Вольский, президент РСПП, - выигрывает третий".
Евгений Кушнарев, глава Харьковской облгосадминистрации, назвал одной из главных задач повышение конкурентоспособности промышленной продукции наших стран. Он призвал совместно использовать научно-технический потенциал, активно внедрять кооперационные и инвестиционные проекты.
Мы не случайно обозначили позицию представителя одного из главных организаторов бизнес-форума. Заметное улучшение состояния экономики Харькова в последнее время напрямую связано с восстановлением традиционных и установлением новых производственных контактов между предприятиями региона и Российской Федерацией, особенно, как подчеркнул Путин, с Белгородской областью.
По общему мнению участников бизнес-форума, 2001 год завершается на фоне заметного улучшения российско-украинских отношений по многим сферам. За 10 месяцев товарооборот вырос на 7,7 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Сегодня на Россию приходится 35 процентов всей внешней торговли Украины. "Именно экономическая составляющая наших взаимосвязей, - считает Виктор Черномырдин, Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в Украине, - вытягивает на себе и некоторые политические трудности".
Любопытна и другая точка зрения. Ряд руководителей украинских промышленных предприятий, с которыми довелось беседовать накануне поездки в Харьков, склонны считать, что продвижение экономик России и Украины навстречу друг другу могло быть более динамичными и последовательными, если бы Киев четко сориентировал свою внутреннюю и внешнюю экономическую политику.
- Мне до сих пор непонятно, за счет каких отраслей мы собираемся выйти из затяжного кризиса, - сказал нам Иван Пархоменко, председатель правления ОАО "Днепропетровский электромеханический завод. - Америку вывел из кризиса Форд своими автомобилями. А мы чем? Будем мы страной туризма или станем наконец развивать свое машиностроение? Какие отрасли для нас приоритетные - так до сих пор и не ясно.
- Пока мы выясняли, куда нам двигаться - в Евросоюз и НАТО или на Восток, - мы потеряли для себя российский рынок, - дополнил своего коллегу Григорий Игнатенко, генеральный директор АО "Днепропетровский приборостроительный завод".
После недавних переговоров с федеральным канцлером Германии Герхардом Шредером, который, кстати, назвал получение Украиной полноправного членства в ЕС "длительным процессом", президент Украины сказал журналистам: "Ни во время моего президентства, ни в период работы будущего главы государства Украине в Европейский Союз вступить не удастся".
- Нам нужно цивилизованно договариваться, помогать друг другу, чтобы войти и в ЕС, и в ВТО, - подчеркнул в разговоре с нами Геннадий Терещенко, заместитель министра промышленности, науки и технологий Российской Федерации. - То есть пытаться войти не в одиночку, за счет другой стороны, а совместно. Иначе проиграют обе стороны.