Главная Культура 00:21 15 Ноября 2019 2910
Андрей Кончаловский впал в «Грех»

На экраны выходит фильм о гении итальянского Возрождения

Леонид Павлючик
Снять кино о великом скульпторе Микеланджело Буонарроти — задача дерзкая даже для европейских корифеев экрана. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Кончаловский работал над «Грехом» восемь лет. Обычно он снимает фильмы и ставит спектакли очень быстро, в режиме бури и натиска. А тут долго изучал материалы в архивах, писал с Еленой Киселевой сценарий. Потом искал деньги, тщательно выбирал натуру и актеров (только на поиски исполнителя главной роли ушло полгода). Наконец, снимал фильм, по крохам собирая в современной Италии и скрупулезно воссоздавая на экране исторический антураж эпохи Возрождения. И что из всего этого вышло?

Снять кино о великом скульпторе Микеланджело Буонарроти — задача дерзкая даже для европейских корифеев экрана, а здесь за дело взялся русский режиссер, пусть и живущий по полгода на своей вилле в Тоскане. Это сравнимо с тем, как если бы какой-нибудь маститый итальянский постановщик попробовал поставить фильм об Андрее Рублеве или Пушкине. Но Кончаловский отважился. И в итоге, как мне кажется, свою новую творческую битву не проиграл.

Фильм, созданный при участии Первого канала и спродюсированный Алишером Усмановым (бюджет «Греха» составил порядка 15 млн евро), был показан на закрытии Римского фестиваля. К сегодняшнему дню он приглашен и на другие кинористалища, впрочем, не самого первого ряда. Картиной заинтересовались дистрибьюторы европейских стран, хотя больших прокатных перспектив «Грех», лишенный увлекательной или тем более развлекательной интриги, определенно не сулит. В том числе и в России: фильм выходит на наши экраны скромным тиражом.

«Грех» ни в коем случае не байопик, не биография гения, линейно повествующая о его жизни от рождения и до смерти. Режиссер сосредоточился на нескольких годах из жизни Микеланджело, пришедшихся на начало ХVI века, когда Мастер закончил роспись Сикстинской капеллы, отдав ей пять лет жизни, и тут же почти сразу поступило два новых больших заказа. Ему предстояло изваять фасад базилики Сан-Лоренцо во Флоренции и гробницу папы римского Юлия II в Ватикане.

Драма заключается в том, что заказчиками выступают два враждующих между собою клана: влиятельные семейства Делла Ровере и Медичи. И Микеланджело (его играет бывший дантист, а ныне харизматичный артист Альберто Тестоне) оказывается между ними, как между молотом и наковальней. Желая не упустить оба выгодных заказа, художник изворачивается, лжет, плетет хитроумные, как ему кажется, интриги, которые настоящие интриганы, находящиеся у власти, легко разгадывают. Но он продолжает вертеться ужом на сковородке, надеясь искупить свои земные прегрешения творческим результатом.

Кончаловский не наводит глянец на жизнь своего героя. А гении — взять хоть Леонардо, хоть Бетховена, хоть Моцарта, хоть Достоевского — редко бывают очаровательными душками. Вот и Микеланджело в версии Кончаловского оказывается грязным, злым, скупым, даже алчным. Он держит в черном теле своих подмастерьев, которые питаются у него одной соленой треской, одевается сам как последний оборванец. При этом втайне от работодателей отщипывает отпущенные на выполнение заказа деньги, чтобы прикупить для своего отца дом и ферму. Но когда приходит время приобретать для барельефов и скульптур знаменитый каррарский мрамор, тут Микеланджело готов платить каменотесам немыслимые по их меркам деньги. От его расчетливости и скупости не остается и следа. В эти минуты в Микеланджело умирает делец и просыпается художник.

Сцены с добычей мрамора — самые выразительные в фильме. Чем-то рифмующиеся со знаменитыми сценами отливки колокола в «Андрее Рублеве», для которого Кончаловский когда-то вместе с Тарковским написал сценарий. Снятые без компьютерных уловок, в натуральных каменоломнях в Карраре, с участием местных каменотесов, эти сцены производят в «Грехе» грандиозное впечатление. Когда огромную глыбу белоснежного мрамора величиной с обломок айсберга на канатах и деревянных слегах спускают с горы, — тут сердце даже искушенного зрителя замирает.

Этот огромный камень, который Микеланджело называет в фильме Монстром, давит не только на повозки, запряженные круторогими волами. Он давит на позвонки, на плечи, на мозг самого Мастера, которому предстоит из этой горы мертвого пока мрамора создать живое, теплое произведение искусства. Которое своим непостижимым совершенством будет противостоять войнам, грязи, лжи, помоям, властным интригам, среди которых живет Микеланджело.

К сожалению, сцен такой образной, эмоциональной мощи в перегруженном событиями и лицами фильме «Грех» не так и много. Кончаловский — художник рассудочный, идущий чаще от головы, от суховатого анализа действительности, чем от сердца, от чувств. Таков был его недавний «Рай», который, казалось бы, в силу обжигающей остроты материала о трагедии холокоста, о женщине, жертвенно шагнувшей в огонь ради спасения чужих жизней, должен был разрывать сердце, а этого не случилось — во всяком случае со мной. Тот фильм показался сконструированным, расчетливым, эмоционально монотонным. Таков, боюсь, и его «Грех», оставляющий впечатление скорее добросовестного усердия, чем божественного вдохновения.

Видно, что сам Микеланджело, как человек, как личность, ему не очень интересен. Режиссер даже не удосуживается объяснить зрителям, почему Микеланджело живет один, почему рядом с ним не было и нет женщины. Кончаловский, как мне кажется, рассматривает фигуру гения в структуре более общих размышлений о художнике и власти, о свободе творчества и, скажем так, государственном заказе. В своих интервью последнего времени он без устали повторяет, что художник всегда, во все эпохи кому-то служит. И что, дескать, цензура никогда не препятствовала созданию подлинных шедевров, а только им способствовала. И приводит в пример Сервантеса, который во времена инквизиции написал «Дон Кихота».

Теперь в развитие этой мысли Кончаловский, когда-то большой либерал, бежавший за свободой творчества в Америку, а нынче большой друг кремлевской власти, поставил фильм «Грех». Который считает сиквелом, то есть второй частью уже упоминавшегося «Андрея Рублева». При этом почему-то забывает напомнить нам и себе, что советская цензура искромсала «Андрея Рублева» и пустила его не вторым даже, а третьим экраном. А его собственный шедевр — фильм «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» — и вовсе был арестован на целых 25 лет. И если бы не перестройка, не V съезд Союза кинематографистов, отменившие цензуру и снявшие почти три сотни фильмов с полки, то «Ася Клячина» так бы никогда и не дохромала до экрана...

Да и никакого «Греха» в творческой биографии Кончаловского никогда бы не случилось...

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5446
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5073
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...