Главная Культура 00:21 15 Ноября 2019 2741
Андрей Кончаловский впал в «Грех»

На экраны выходит фильм о гении итальянского Возрождения

Леонид Павлючик
Снять кино о великом скульпторе Микеланджело Буонарроти — задача дерзкая даже для европейских корифеев экрана. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Кончаловский работал над «Грехом» восемь лет. Обычно он снимает фильмы и ставит спектакли очень быстро, в режиме бури и натиска. А тут долго изучал материалы в архивах, писал с Еленой Киселевой сценарий. Потом искал деньги, тщательно выбирал натуру и актеров (только на поиски исполнителя главной роли ушло полгода). Наконец, снимал фильм, по крохам собирая в современной Италии и скрупулезно воссоздавая на экране исторический антураж эпохи Возрождения. И что из всего этого вышло?

Снять кино о великом скульпторе Микеланджело Буонарроти — задача дерзкая даже для европейских корифеев экрана, а здесь за дело взялся русский режиссер, пусть и живущий по полгода на своей вилле в Тоскане. Это сравнимо с тем, как если бы какой-нибудь маститый итальянский постановщик попробовал поставить фильм об Андрее Рублеве или Пушкине. Но Кончаловский отважился. И в итоге, как мне кажется, свою новую творческую битву не проиграл.

Фильм, созданный при участии Первого канала и спродюсированный Алишером Усмановым (бюджет «Греха» составил порядка 15 млн евро), был показан на закрытии Римского фестиваля. К сегодняшнему дню он приглашен и на другие кинористалища, впрочем, не самого первого ряда. Картиной заинтересовались дистрибьюторы европейских стран, хотя больших прокатных перспектив «Грех», лишенный увлекательной или тем более развлекательной интриги, определенно не сулит. В том числе и в России: фильм выходит на наши экраны скромным тиражом.

«Грех» ни в коем случае не байопик, не биография гения, линейно повествующая о его жизни от рождения и до смерти. Режиссер сосредоточился на нескольких годах из жизни Микеланджело, пришедшихся на начало ХVI века, когда Мастер закончил роспись Сикстинской капеллы, отдав ей пять лет жизни, и тут же почти сразу поступило два новых больших заказа. Ему предстояло изваять фасад базилики Сан-Лоренцо во Флоренции и гробницу папы римского Юлия II в Ватикане.

Драма заключается в том, что заказчиками выступают два враждующих между собою клана: влиятельные семейства Делла Ровере и Медичи. И Микеланджело (его играет бывший дантист, а ныне харизматичный артист Альберто Тестоне) оказывается между ними, как между молотом и наковальней. Желая не упустить оба выгодных заказа, художник изворачивается, лжет, плетет хитроумные, как ему кажется, интриги, которые настоящие интриганы, находящиеся у власти, легко разгадывают. Но он продолжает вертеться ужом на сковородке, надеясь искупить свои земные прегрешения творческим результатом.

Кончаловский не наводит глянец на жизнь своего героя. А гении — взять хоть Леонардо, хоть Бетховена, хоть Моцарта, хоть Достоевского — редко бывают очаровательными душками. Вот и Микеланджело в версии Кончаловского оказывается грязным, злым, скупым, даже алчным. Он держит в черном теле своих подмастерьев, которые питаются у него одной соленой треской, одевается сам как последний оборванец. При этом втайне от работодателей отщипывает отпущенные на выполнение заказа деньги, чтобы прикупить для своего отца дом и ферму. Но когда приходит время приобретать для барельефов и скульптур знаменитый каррарский мрамор, тут Микеланджело готов платить каменотесам немыслимые по их меркам деньги. От его расчетливости и скупости не остается и следа. В эти минуты в Микеланджело умирает делец и просыпается художник.

Сцены с добычей мрамора — самые выразительные в фильме. Чем-то рифмующиеся со знаменитыми сценами отливки колокола в «Андрее Рублеве», для которого Кончаловский когда-то вместе с Тарковским написал сценарий. Снятые без компьютерных уловок, в натуральных каменоломнях в Карраре, с участием местных каменотесов, эти сцены производят в «Грехе» грандиозное впечатление. Когда огромную глыбу белоснежного мрамора величиной с обломок айсберга на канатах и деревянных слегах спускают с горы, — тут сердце даже искушенного зрителя замирает.

Этот огромный камень, который Микеланджело называет в фильме Монстром, давит не только на повозки, запряженные круторогими волами. Он давит на позвонки, на плечи, на мозг самого Мастера, которому предстоит из этой горы мертвого пока мрамора создать живое, теплое произведение искусства. Которое своим непостижимым совершенством будет противостоять войнам, грязи, лжи, помоям, властным интригам, среди которых живет Микеланджело.

К сожалению, сцен такой образной, эмоциональной мощи в перегруженном событиями и лицами фильме «Грех» не так и много. Кончаловский — художник рассудочный, идущий чаще от головы, от суховатого анализа действительности, чем от сердца, от чувств. Таков был его недавний «Рай», который, казалось бы, в силу обжигающей остроты материала о трагедии холокоста, о женщине, жертвенно шагнувшей в огонь ради спасения чужих жизней, должен был разрывать сердце, а этого не случилось — во всяком случае со мной. Тот фильм показался сконструированным, расчетливым, эмоционально монотонным. Таков, боюсь, и его «Грех», оставляющий впечатление скорее добросовестного усердия, чем божественного вдохновения.

Видно, что сам Микеланджело, как человек, как личность, ему не очень интересен. Режиссер даже не удосуживается объяснить зрителям, почему Микеланджело живет один, почему рядом с ним не было и нет женщины. Кончаловский, как мне кажется, рассматривает фигуру гения в структуре более общих размышлений о художнике и власти, о свободе творчества и, скажем так, государственном заказе. В своих интервью последнего времени он без устали повторяет, что художник всегда, во все эпохи кому-то служит. И что, дескать, цензура никогда не препятствовала созданию подлинных шедевров, а только им способствовала. И приводит в пример Сервантеса, который во времена инквизиции написал «Дон Кихота».

Теперь в развитие этой мысли Кончаловский, когда-то большой либерал, бежавший за свободой творчества в Америку, а нынче большой друг кремлевской власти, поставил фильм «Грех». Который считает сиквелом, то есть второй частью уже упоминавшегося «Андрея Рублева». При этом почему-то забывает напомнить нам и себе, что советская цензура искромсала «Андрея Рублева» и пустила его не вторым даже, а третьим экраном. А его собственный шедевр — фильм «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» — и вовсе был арестован на целых 25 лет. И если бы не перестройка, не V съезд Союза кинематографистов, отменившие цензуру и снявшие почти три сотни фильмов с полки, то «Ася Клячина» так бы никогда и не дохромала до экрана...

Да и никакого «Греха» в творческой биографии Кончаловского никогда бы не случилось...

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9415
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7131
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?