Исполнив, по неизменной традиции своих приездов к нам, «Реквием» Верди, гости дали основание судить о том, в какую сторону за полвека сместилась творческая планка некогда величайшего оперного театра мира.
В 1964 году «Ла Скала» приехал к нам в зените заслуженной мировой славы: можно ли представить себе более звездный состав в «Реквиеме», чем солисты Леонтина Прайс, Фьоренца Коссотто, Карло Бергонци и Николай Гяуров под водительством маэстро Герберта фон Караяна? В
Наконец, сейчас в составе солистов — уже три славянских имени: болгарское сопрано Красимира Стоянова и двое наших: меццо Екатерина Губанова и бас из Мариинки Юрий Петренко (только что отпевший премьерные спектакли «Руслана и Людмилы» в Большом). Чего в этом встречном движении больше — подъема российских оперных исполнителей к мировой планке или спуска «Ла Скала» к уровню среднеарифметической труппы, каких на планете много?
Пожалуй, есть и то и то. Великий театр, мучимый финансовыми сложностями и забастовками, явил московским знатокам не только привычный блеск, но и печальные признаки нищеты. Звуковая мощь оркестра и хора время от времени омрачалась расхлябанной игрой не вместе. В знаменитом Dies Irae — музыке, по силе сравнимой разве лишь с великой Микеланджеловой фреской «Страшный суд», —
Не до конца собран и ансамбль солистов. Достойнее всех выглядела Стоянова с ее грамотно выстроенным, аккуратно прикрытым звуком и замечательным пиано в высоком регистре. Сильный голос Губановой звучал не вполне ровно, порой пропадая внизу — но тогда какое же это меццо, если оно без низа? У тенора Стефано Секко приятный, но слабоватый для такой грандиозной партитуры голос,
А вот что заинтересовало — это впервые явленная публике Большого театра акустическая декорация. Весь кабинет сцены предстал одетым в темное (надо сказать, очень красивое по тону) дерево, испещренное десятками полочек, будто для гигантских книг или цветочных ваз, но, конечно, никаких книг и ваз не было — эти полочки дробили и отражали звук. Жаль, что такую декорацию не поставишь во время оперного спектакля — говорят,
Зато сейчас сумасшедший вопль «браво!»