"Много лет специалисты ЛИИ проводили сложнейшие работы, без которых невозможно развитие отечественной авиации. Однако в последнее время институт стремительно теряет свои возможности. Ушли многие сотрудники, обладающие уникальными знаниями. На руководящие должности ставятся люди, по образованию и опыту работы весьма далекие от профиля института.
Прежний начальник ЛИИ Вячеслав Бакаев твердо отстаивал интересы предприятия. Но в конце 2004 года Федеральное агентство по промышленности (Роспром) без объяснения причин расторгло с ним контракт. На его должность был назначен отставной генерал Юрий Клишин. Бывший зам. главкома ВВС, человек в авиации, конечно, не новый. Но от науки далекий. Проработал в Жуковском чуть больше года. В период своей короткой руководящей деятельности отличился только дорогостоящей реконструкцией территории ЛИИ перед МАКС-2005 (Международный авиационно-космический салон. - авт.), зато затеял кадровую чехарду и довел институт до полного банкротства.
Сейчас и.о. начальника назначен бывший заместитель Клишина по финансово-экономическим вопросам Игорь Кузнецов. На заседании научно-технического совета он заявил, что не обладает знаниями не только в области летных испытаний, но и вообще в авиации. Он, оказывается, экономист-менеджер и знает лишь, как обеспечить материально-финансовую сторону работы коллектива. Но в последнее время сотрудники ЛИИ месяцами не получают зарплату. Зато управленческий аппарат разбух от менеджеров с большими окладами и непонятными функциями.
Нынешние руководители Роспрома постоянно снижают бюджетное финансирование самых перспективных научно-исследовательских работ по линии гражданской авиации, сведя их практически к нулю. За этим просматривается стремление чиновников прибрать к рукам дорогостоящее имущество института. Ведь ЛИИ - это 1500 гектаров площадей, единственная в Европе 5-километровая взлетно-посадочная полоса, богатейшая инфраструктура аэродрома, самолетный парк, в том числе летающие лаборатории с уникальным оборудованием.
Роспром, похоже, настроен на ликвидацию комплекса, без которого немыслимо дальнейшее развитие российской авиации. Откуда исходят решения о дальнейшей судьбе ЛИИ? Приказы об освобождении и назначении последних начальников института подписаны руководителем Федерального агентства по промышленности Борисом Алешиным. Как минимум с его ведома или по его указанию проводится и линия на свертывание научно-исследовательских работ".
Из официальных документов, представленных прежним начальником ЛИИ Вячеславом Бакаевым, "Труду" стало известно, что попытки обанкротить институт предпринимаются уже давно. Когда в 1998 году Бакаеву предложили должность начальника, там накопился долг около 50 миллионов долларов. За два месяца до расторжения контракта с ним институт полностью и досрочно рассчитался с долгами. Причем без продажи имущества и без единого рубля привлеченных кредитов. И, кстати, в это же время коллектив института получил благодарность президента России "за большой вклад в обеспечение и проведение комплексных исследований и испытаний авиационной техники".
Ко времени смены руководства института объем заработанных, но не израсходованных средств составлял более 300 миллионов рублей. Но вместо наращивания оборотов пошел спад. По данным самого Роспрома, всего за полгода вновь образовавшаяся задолженность составила более 330 миллионов рублей. Сейчас она, скорее всего, еще возросла. Точную цифру назвать сложно, поскольку руководство института тщательно скрывает его истинное финансовое положение. Свежий пример, наглядно характеризующий финансовую политику нынешнего руководства института. ОАО "Авиасалон", которое занимается устроительством Международных авиакосмических салонов (МАКС), где ЛИИ владеет контрольным пакетом акций, берет кредит в 116 миллионов рублей на строительство нового павильона. Как сказал "Труду" член совета директоров "Авиасалона" Игорь Новиков, руководство Роспрома сделку одобрило. Хотя в соответствии с нынешним законодательством она должным образом не оформлена. Тем не менее Кузнецов на это идет.
Мало того. Выяснилось, что прокуратура возбудила в отношении Юрия Клишина уголовное дело, однако ему позволили тихо уйти. Сейчас идут разговоры о том, чтобы ЛИИ акционировать. Поэтому вполне понятно стремление руководства Роспрома видеть на месте руководителя института своего человека.
Между тем, по данным нашего источника в ЛИИ, там практически прекращены испытательные полеты. Ветшает аэродромно-техническая база. Гораздо меньше денег вкладывается в поддержание летной годности самолетов. Сворачивается тематика научно-исследовательских работ.
СПРАВКА "ТРУДА"
ЛИИ им. М. М. Громова - ведущий научно-исследовательский центр в российском авиапроме, который проводит испытания новых летательных аппаратов. Более 50 специалистов института являются лауреатами Ленинской и Государственной премий. Звания Героя Советского Союза и Героя России удостоены 23 испытателя ЛИИ.
От редакции. Попытка получить хоть какие-то разъяснения о ситуации в ЛИИ от нынешнего руководства института не увенчалась успехом. На просьбу "Труда" встретиться с начальником входящей в структуру института Школы летчиков-испытателей Владимиром Кондратенко Игорь Кузнецов через свою помощницу ответил, что это преждевременно. "Позвоните через три-четыре месяца, у нас все образуется, тогда и поговорим", - ответили нам. Остается гадать: образуется что? Активы к тому времени будут распроданы?
Подготовил