- Госпожа Шредер, вы недавно побывали в будущем гостевом доме федерального правительства. Когда распахнутся его ворота?
- Пока замок Мезеберг в строительных лесах, но на следующий год примет первых гостей. Реставрация в руках "Фонда Мессершмитта", я же время от времени даю советы по внутреннему интерьеру.
Во время интервью на террасу вышел канцлер в белой рубашке и красном галстуке, без пиджака. Со словами: "Привет, мое сокровище" обнял супругу. Обращаясь к журналистам, сказал: "Моей жене никогда не надо подкрашиваться, она всегда очаровательна". И покинул террасу, еще раз бросив нежный взгляд на супругу.
- Дорис, в чем, по-вашему, тайна хорошего партнерства?
- Я нахожу очень важным совпадение интересов, но считаю, что необходимо мужество предоставить партнеру определенную свободу. Этому учатся на примере неудачных браков. Можно что-то хотеть от партнера, но нельзя его принуждать.
- Если возникает спор у супругов Шредер, кто сдается первым?
- Когда как. Мне трудно бывает в первый момент признать свою неправоту. Но он, как адвокат и северогерманец, - человек "успокаивающего" типа, и мы быстро примиряемся.
- Семейное счастье укрепляет спокойствие вашего мужа?
- Я на это надеюсь. Но такое состояние зависит и от его политических успехов. Ему удалось повернуть корабль Германии, но, естественно, пришлось познать и горечь поражений на выборах в землях, и личные нападки. Но Герхард убежден, что перемены необходимы и лет через десять большинство немцев скажет: это было необходимо и правильно. Некоторые разделы "Повестки дня 2010" (программа правительства Шредера. - Р. К.) еще не готовы. Я очень желаю, чтобы он завершил эту работу и насладился ее плодами, находясь на посту канцлера.
- Недавно прямо на митинге председатель СДПГ Мюнтеферинг потерял сознание. Не боитесь ли, что подобное может случиться и с вашим супругом?
- Конечно, боюсь. Но он, слава богу, наделен от природы таким крепким здоровьем, что я порой задаюсь вопросом - кто же из нас старше?
- Вы десять лет занимались политической журналистикой. Нынешняя политика жестче, чем раньше?
- Думаю, да. Ныне нет уже времени ни для передышки, ни для отступления, ни для тишины. Раньше была летняя пауза, сегодня никто из ведущих политиков не может себе этого полностью позволить. И если куда-то отъедет из столицы, то постоянно находится в зоне досягаемости.
- Вы патронируете движение "Германия читает".
- Без книги я считаю жизнь убогой. Чтение делает человека счастливым. Чтение формирует ценности, этику наших детей, какую бы религию они ни исповедывали. Я за то, чтобы в школах изучали классиков.
- Для многих детей телевизор интереснее. Ваша маленькая дочь смотрит телепередачи?
- Если дети не привыкли к этому, то и желания не возникает. Виктория еще не видела ни одной даже детской передачи. И ей этого не нужно. В ее возрасте и Клара не сидела у телевизора.
- Есть у Клары уже представления о будущей профессии? Не хочет ли она стать канцлером?
- Одного политика в семье достаточно. Она хотела бы стать ветеринаром.
- Ваша младшая дочь из России. Трудно она привыкала к новым условиям?
- Первые недели принесли всем нам много хлопот. Виктории было три года, когда она появилась в нашей семье. В этом возрасте дети уже завершают определенный этап в развитии своей личности. Слава Богу, мы очень быстро нашли друг друга и воспринимаем это как большое счастье. Решающим для Виктории явилось то обстоятельство, что она наконец обрела маму и папу.
- Должна ли быть процедура усыновления более легкой?
- Я считаю, что люди должны получить большие возможности, чтобы усыновить ребенка из-за границы. Зачем, например, слишком жесткие ограничения по возрасту приемных родителей, ведь они уже много лет занимались детскими проблемами? Дети в приютах с тоской ждут, что наконец обретут семью. Я это видела и у нашей малышки. Она буквально расцвела, как растение весной, так и хочет расти до самого неба.
- Вы критиковали в еженедельнике "Цайт" кандидата в канцлеры Ангелу Меркель. Ее жизненный путь не содержит-де "опыта большинства женщин", ее политика на посту министра по делам семьи "привела ее к нынешней бездетности". Нужно ли иметь собственных детей, чтобы проводить хорошую семейную политику?
- Конечно, нет. Но Ангела Меркель была министром по делам семьи с 1991-го по 1994 год. В это время я воспитывала дочь одна и занималась политической журналистикой. И я знаю, что со стороны фрау Меркель не было никакой помощи ее коллеге по партии Рите Зюсмут, которая в одиночку вела борьбу за лучшее обеспечение детей, за создание благоприятных условий для совмещения профессии и семьи. Результат известен: женщины с высшим образованием моего поколения на 40 процентов бездетны. И в то время именно фрау Меркель отвечала за одну из важнейших проблем будущего - и не справилась со своими обязанностями.
- Заметны сейчас настроения в сторону семьи и детей?
- 80-е годы отмечены погоней за материальными благами. Но люди все-таки видят, что автомобиль и отпуск - не главное в жизни. Идут поиски другого - надежной опоры, любви. А это можно найти только в семье.
- Вы выступаете за "продленку"? Это важный момент в сочетании семьи и профессии.
- "Продленка" хороша не только для родителей, но еще важнее для детей. Школа должна дать детям знания и одновременно сделать их хорошими людьми. Полдня в школе для этого слишком мало.
- Если ваш супруг не будет канцлером, чем он будет заниматься?
- Он очень активный человек и без дела сидеть не будет.
- Где вы видите вашего супруга через 15 лет?
- Ему будет 76, он станет заниматься садом и играть с внуками.