Главная Культура Афиша 00:03 15 Июня 2018 3455
Девушка с ядром напротив юноши с мячом

Выставки о футболе открылись по всей России к ЧМ-2108

Елена Широян
1 А.Н. Самохвалов. «Девушка с ядром». 1933 год. 2 А.Н. Самохвалов. «Теннис». 1968 год. 3 А.А. Дейнека. «Вратарь». 1937 год. Фото из открытых источников

В ближайший месяц мы узнаем о футболе все. От истории этой игры и ее нелегкой адаптации в России — вплоть до новейших достижений мирового футбола. Музеи извлекли из запасников старые фото, позабытые скульптуры и холсты. Ведь в СССР тема спорта была в искусстве центральной: мол, у нас, советских, в здоровом теле здоровый дух. Но в постсоветские годы она ушла на периферию, вернувшись в последние годы: то Олимпиада, то чемпионат мира по футболу. Бегать и прыгать, как древние греки в Дельфах, наши спортсмены мастера, пора напомнить и о том, что советские атлеты были столь же мощны и гармоничны, как их коллеги на античных вазах.

О примере СССР говорить приходится поневоле — пока еще художники новой России не успели как следует освоить тему спорта, хотя готовы: несколько смельчаков рискнули поучаствовать в интернациональной выставке «Мяч в искусстве» в парке «Зарядье». Правда, ее экспонаты меркнут перед теми, что творили советские художники. Богатейшее наследие показали два ведущих музея отечественного искусства — Русский и Третьяковка, арт-флагманы ЧМ-2108.

Выставка «Спорт в советском фарфоре, графике, скульптуре» собрала в Русском музее (Санкт-Петербург) 350 произведений керамики. Эти миниатюрные скульптуры из фарфора, фаянса и майолики, созданные с 1920-х до начала 1990-х годов, помимо ГРМ, хранятся в Эрмитаже и частных собраниях. Впервые тема спорта в фарфоре освещена столь полно: собраны работы свыше 90 авторов, начиная от знаменитой Натальи Данько — автора, например, пронизанной иронией композиции «Курильщик и спортсмен». Это курительный прибор, изготовленный старейшим в России Государственным фарфоровым заводом им. М. В. Ломоносова, ныне он снова зовется Императорским. А вообще фигурки гимнасток и атлетов делались на множестве фарфоровых и фаянсовых производств по всей стране, кроме прочности советских «винтиков» отражая разные спортивные события: спартакиады, олимпийские игры и проч. Из одного этого факта ясно, сколь важное взимание уделялось в СССР спортивной тематике — серьезному разделу пропаганды, в том числе внешнеполитической.

Сегодня лучше забыть об идеологии, рассматривая эти хрупкие вещицы, а заодно рисунки и скульптуры из коллекции ГРМ, как свидетельство истории либо как выражение таланта авторов, ведших сквозь тему спорта художнический поиск. Спорт — всегда движение, а значит, футуристические мотивы и приемы: их немало в Новой Третьяковке на выставке «Футбол и не только». Если вы думали, что советское искусство — сплошь унылый соцреализм, музей вас разубедит. Именно искания, новые методы — главное достижение художников, порой любивших спорт не только как наблюдатели. Таков Александр Дейнека: недаром уже немолодой, наперекор возрасту он написал себя в футбольной форме. Живой опыт игры стоит за полной дерзкой энергии картиной «Вратарь» и скульптурной композицией «Футболисты».

Здесь же статная «Девушка с ядром» Александра Самохвалова, нагая «Физкультурница» Манизера — автора скульптур на станции метро «Площадь революции», а также «Девушка с веслом». Название давно оторвалось от конкретной статуи, превратившись в мем, но ГТГ вернула нам изначальный образ Ивана Шадра. Меньше известно имя Иосифа Чайкова, хотя миниатюрная копия его лихо закрученных «Футболистов» — шедевра скульптуры 1920-х со сложным инженерно-математическим решением — украшала переходящий кубок чемпионата СССР по футболу. Ныне она же, отлитая в серебре, на кубке чемпионата России по футболу. С тех пор динамика «века скоростей» в спортивных телах, мускулистых и ловких, вдохновила немало мастеров. Галерея дает яркую череду атлетов: хоккей, мотогонки, прыжки, теннис — словно подвиги коллективного Геракла.

ГМИИ имени Пушкина принес дань спорту камерной выставкой «Родченко и Степанова. Футбол». Этот тандем — классики русского авангарда, Александр Родченко еще и новатор фотоискусства, так что десятка их работ — картин, графики — хватило, чтобы передать одержимость кожаным мячом. Лаконичные костюмы для футболистов по эскизам Варвары Степановой впору надевать сегодня — контрастные сочетания цвета предвосхитили современный дизайн униформы.

К истокам футбола и вехам его мировой истории нас вернет Российская национальная библиотека. Выставка «Гол!!! Из истории чемпионатов мира по футболу» вобрала 200 лучших изданий о футболе из фондов РНБ: о рождении игры, чемпионатах мира, легендарных футболистах, их рекордах, а также о талисманах и субкультуре футбольных фанатов. О первых шагах футбола и сложении правил тут рассказывают издания рубежа XIX-XX веков. А чуть позже тему игры осваивает культура — в песнях, стихах, рассказах, живописи, в «кричалках» и «речевках» болельщиков.

Редкие открытки середины XX века и фотографии, старые и сегодняшние, словно перелетают из Петербурга на восток, рассыпаясь по городам, где проходит Мундиаль. Простое перечисление всех выставок, пожалуй, займет половину газетной полосы. Выставка «Крылья будущего» в центре «Самара Космическая», «Футбол без границ» бразильского путешественника Кайо Вилелы в Музее Эрьзи (Саранск), фотовыставка «Гол» в нижегородском Арсенале; «Мы верим твёрдо в героев спорта!» в Русском музее фотографии в Нижнем, «Калининград: спортивная фоторетроспектива», «Калининград. Город спортсменов» и «Спортивный Волгоград» в музеях изобразительных искусств — лишь малая часть точек на карте страны, где соревнования сопровождают шоу искусства, фотоснимков, реликвий местных клубов. Скажем, в Екатеринбурге из четырех выставок самая очаровательная — «Около футбола» в музее литературного Урала. Здесь напомнили, что игра, пришедшая в Россию из Англии в конце ХIХ века, поначалу вызывала смех, считалась нелепой и фигурировала в фельетонах. Однако постепенно футбол набирал популярность, о нем стали писать восторженно в стихах, в том числе Брюсов и Мандельштам, а затем борьба за мяч предстала у писателей как яркий метафорический образ...

Впрочем, даже Музей Сергея Есенина в Москве нашел сюжет для выставки. «Гений футбольной цифры» — это о сыне поэта, Константине Есенине, одном из пионеров футбольной статистики в СССР.

Уникальным стал проект о спортивной инфраструктуре. Один лишь Музей архитектуры имени Щусева смог обстоятельно поведать почти вековую историю проектирования и строительства спортивных арен в СССР. В «Архитектуре стадионов» перед зрителем проходят замыслы советских зодчих, включая нереализованные, как проект стадиона на Воробьевых горах в столице. В этих сооружениях воплощены самые актуальные тенденции своей эпохи, хотя порой новаторские конструкции приходилось «одевать» в наряд из ложноклассических колонн.

С историей легендарного московского «Динамо», спортивного ансамбля в Лужниках, Стадиона имени Кирова в Ленинграде, спортивных арен в Минске, Ереване, Киеве связаны судьбы зодчих Дмитрия Иофана (брата знаменитого Бориса Иофана — автора не построенного Дворца Советов), Николая Колли, Николая Ладовского и др. Стремительно шла эволюция от подковообразных стадионов с двумя игровыми полями, легкоатлетических арен с мототреком — к многофункциональным комплексам эпохи модернизма. Еще прогрессивнее арены, где развернутся матчи ЧМ-2018, и лучшие зарубежные сооружения последних десятилетий.

Ко Дню метростроителя открылась выставка картин, созданных метростроителями в 1930-1950-е годы

Ольга Щербакова
Труд
Картины Ариадны Лозинской. Фото из открытых источников

Художественная выставка «Под крылом Метростроя» открылась ко Дню метростроителя, который отмечается 2 октября. К ней были отреставрированы полсотни картин, созданных метростроителями в 1930-1950-е годы. Чудо,...

На российский экран выходит «Анора» - фильм-победитель Каннского фестиваля

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Не исключено, что помимо «Золотой пальмовой ветви» фильм получит еще и с полдюжины номинаций на «Оскар». Это сугубо американский проект, но нашей публике он интересен во многом потому,...

Афиша 00:05 / 18 Октября 2024 3970
Не только сын Бухарина

В Третьяковской галерее открылась выставка Юрия Ларина – художника уникальной зоркости и судьбы

Елена Широян, искусствовед
Труд
Юрий Ларин с матерью, сестрой и братом. 1956 год. Изображения предоставлены Третьяковской галереей

Верная заветам своего основателя, приверженца современного ему отечественного искусства, Третьяковка знакомит нас с художниками нашей эпохи. Героем нового проекта стал признанный в кругу профессионалов, но не слишком известный...

Афиша 19:01 / 05 Октября 2024 3493
Живее всех живых!

Сергей Снежкин приступил к съемкам биографического проекта о Жириновском

Труд
Фото: © Anatoly Lomokhov, Ekaterina Tsvetkova, globallookpress.com

Жириновского то и дело вспоминают в политических ток-шоу. Он-де предсказал и ту войну, и эту, и тот катаклизм, и другой. Хорошо, конечно, что появился пророк в своем отечестве. Раньше все время ссылались...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?