Главная Культура 17:37 15 Июня 2012 164
Открой лицо, Россия!
В Историческом музее завершилась пилотная часть проекта «Национальная портретная галерея»
Елена Широян

Выставка-презентация снискала похвалы специалистов и популярность у массового зрителя, собрав четверть миллиона посетителей – примерно столько же, как гастроли Театра-музея Сальвадора Дали, самый успешный проект Пушкинского музея в 2011 году. Однако о такой ли реализации идеи думали ее инициаторы? Может ли столь крупный проект национального значения ограничиться лишь интернет-пространством или ему все же нужен постоянный физический центр в виде здания и экспозиции реальных шедевров? Должно ли собрание включать портреты современников? Могут ли наряду с положительными героями появляться и отрицательные? И кому решать, достоин ли персонаж места в живописном пантеоне? «Труд» попытался ответить на эти вопросы.

Экспонировавшаяся в ГИМе последние три месяца выверенная подборка полотен и скульптур из трех сокровищниц, славных своими коллекциями портретов, – самого ГИМа, Третьяковки и Русского музея, – знаковое начало для Года отечественной истории. Сто лиц и три столетия в одном зале – это не просто выставка портретов выдающихся россиян, от царей и полководцев до ученых и поэтов. Это эскиз, ядро будущего музея, точнее, галереи, которая пока даже не планирует обретать собственные стены. Возможно, никакого здания в столице ради нее строить или искать не будут – ведь теперь есть Глобальная сеть. Потому и собрать артефакты и раритеты из разных музеев можно лишь на время, не стремясь поразить числом.

Для сравнения: один лишь ГИМ хранит 6 тысяч живописных портретов, 1,5 тысячи скульптурных, а уж рисованных и гравированных не счесть; если к ним прибавить еще и лица на медалях и фотографии… Нет, оставим в покое арифметику! Хотя нельзя не учитывать ее в реализации столь важного проекта, инициативу которого поддержал президент Владимир Путин. Впрочем, идея носилась в воздухе с позапрошлого века, воплотить ее пытались – хотя бы отчасти – и выдающиеся деятели культуры, например Павел Третьяков, и российские государи, и даже русские эмигранты первой волны: именно от них вернулся к нам амбициозный замысел.

Итак, сославшись на идею зарубежных соотечественников, в январе 2010 года Путин поручил министру культуры создать Национальную портретную галерею, где были бы представлены наиболее выдающиеся деятели России. Времени на раздумья было мало – уже в конце 2011 года Минкультуры РФ приняло решение: галерея откроется как межмузейный сетевой проект и мультимедийный портал. А первым этапом проекта стала выставка-презентация, представившая в лицах и по хронологии историю России от правления первых царей дома Романовых до 1910-х годов. Экспонаты выбрали в трех крупнейших собраниях. Исторический музей хранит множество портретов представителей разных сословий Российской империи – дворянства, купечества, крестьянства, духовенства, военных. В Русском музее собраны сокровища императорского Петербурга, начиная с эпохи Петра Великого, включая коллекцию царских и сановных портретов. А в Третьяковке находится уникальная галерея портретов властителей дум второй половины XIX века: философов, писателей, поэтов, ученых – словом, российской пореформенной интеллигенции. Выставка сложилась как ансамбль уникальных образцов русского портрета конца XVII – начала XX века и обозначила концепцию НПГ как общего портрета выдающихся представителей всех сословий старой России.

Но можно ли остановиться на пороге ХХ века, говоря о российской истории? Пример зарубежных аналогов, из которых самый авторитетный – Лондонская НПГ, предполагает включение в этот «портрет» лиц современников, не говоря уже обо всем прошлом столетии. Правда, до 1969 года в Лондоне избегали показывать портреты при жизни героя, но теперь и этот барьер преодолен – и в Англии, и в Шотландии, обладающей собственной НПГ. Когда в Лондоне в 1856 году создали первую в мире Национальную портретную галерею – по инициативе общественности, но при поддержке королевы Виктории, а вслед за ней и Палаты лордов, выделившей 2 тысячи фунтов стерлингов, – она мыслилась как хранилище образов значимых исторических личностей Великобритании, арт-составляющая была на втором плане. Теперь же это классическая художественная галерея, однако в ее стенах – не только картины, но и прочие виды портретов известных людей, вплоть до фото и карикатур. Тот же принцип действует в Вашингтонской НПГ, созданной в 1968 году при Смитсоновском институте. Призванная отразить историю США от самых истоков, она содержит как галерею портретов президентов, так и образы индейцев-аборигенов и завоевателей. В изобилии – деятели культуры, шоу-бизнеса и даже спортсмены: отдельные разделы названы «Американцы ХХ века», «Браво!» и «Чемпионы». Передать их образы дозволяется и живописи со скульптурой, и фотографии, и видеоклипам.

Будет ли так же у нас? Возобладает ли отбор экспонатов по принципу высокой художественности либо энциклопедический подход? Из какого материала будут портреты – только ли традиционные живопись, мрамор и бронза? А может быть, в собрание попадут наряду с фотографией благодаря современным техническим средствам и видео-, а то и 3D-изображения? На эти и другие острые вопросы помогут ответить результаты социологического опроса в ГИМе – прелюдия широкой общественной дискуссии. Организаторы НПГ так и задумали: выставка – начальный этап изучения общественного мнения о критериях отбора исторических  персонажей для формирования Национальной галереи в России.

Обратная связь

Для ХХ века нужна отдельная галерея?

Около двух месяцев в ГИМе шел социологический опрос зрителей от 17 до 85 лет (столько старейшему посетителю НПГ), независимо от уровня образования. Помимо анкетирования, с каждым вели беседу: как он попал на эту выставку, кого считает достойным галереи? Тех, кто забрел случайно, оказалось мало: 70% пришли осознанно, сработали не только СМИ, но и «сарафанное радио», что говорит о большом интересе к выставке.

Музейный социолог, кандидат исторических наук Дина Кириллова уверена: проект НПГ заставил задуматься и о судьбах России, и о роли личности в истории. Отрицательных отзывов практически нет, напротив, люди благодарили за выставку, просили отметить, что им было очень интересно. 66% посетителей считают, что этап истории с конца XVIII по начало ХХ вв. был представлен достаточно полно. Однако 20% категорически сказали «нет». Люди не единодушны и в вопросе о «формате» изображения НПГ: 58% высказались за любую технику, 38 % за «только живопись», а не то исчезнет дух истории. И лишь 7% согласны на «современные цифровые технологии», но при возможности всё же хотят увидеть подлинник.

Еще больше разброс мнений по поводу того, сколько лиц должна вместить НПГ: 31% опрошенных предлагают сотню, 34% - тысячу, а 19% считают, что и тысячи мало. Есть и такой вариант ответа: количество портретов может быть любым, главное, чтобы вошли все исторические личности. Особенно в случае, если галерея будет существовать в виртуальном пространстве (это пока предмет совещаний в Минкультуры).

Самое сильное впечатление на зрителей,  по словам социолога, произвели как портреты Екатерины II, Петра I, молодого Николая II и его супруги Александры Федоровны, так и образы патриарха Никона, писателей Владимира Даля и Чехова. Далее шел вопрос: какими свойствами должен обладать портрет, включенный в НПГ? За узнаваемость голосуют 44% посетителей, за достоверность – 61%, за художественность – половина опрошенных, и лишь 9% сказали: портрет должен соответствовать моему представлению об этом человеке, 2% отметили, что они хотели бы видеть живые глаза, личность.

Ну, а ХХ век вызвал дебаты. Вопрос о том, могут ли войти в НПГ образы россиян XX-XXI вв., расколол аудиторию: 70% -- «за», но 22% -- «против», впрочем, мотив ясен – прошло слишком мало времени для объективной оценки. Из тех 8%, кто выбрал вариант «иное», многие хотели бы видеть только людей Серебряного века либо не переходить за грань 1950-х. Звучало и такое: для ХХ века должна быть отдельная галерея! К сожалению, пока не подсчитаны окончательно ответы на самый сложный вопрос: перечислить исторические персонажи XX-XXI вв., достойные НПГ. Но уже ясно, говорит Кириллова, что людей больше стала интересовать личность, ее склад, эмоциональный мир, детали быта и воспитания, атмосфера эпохи. Посетители называли многих, кто способствовал вкладу России в мировую науку и культуру, от писателей-классиков до нобелевских лауреатов, ученых и космонавтов. При этом часто вспоминали такие фигуры, как Ленин, Сталин, Солженицын, Жуков, но гораздо реже – Дзержинского или Брежнева. Все эти ответы, по убеждению социолога, дают срез мнений в разных слоях общества: лишь чуть больше половины посетителей – москвичи, около 40% приехали из разных регионов России и СНГ. А главное, наши современники задумались о переломных моментах в российской истории, о судьбе России.

Мнение

Никита Лобанов-Ростовский, эмигрант первой волны, коллекционер искусства, автор идеи Национальной портретной галереи России:

– Значимость портрета по сравнению с письменной биографией персонажа заключается в том, что наши глаза и мозг по самому своему устройству воспринимают гораздо больше информации именно из наблюдения лиц, чем из какого-либо другого источника, причем эта информация усваивается неизмеримо скорее: один взгляд на изображение может сказать больше, чем объемистая книга. Лицо можно назвать главным экраном человеческих эмоций. Не зря основатель Лондонской национальной портретной галереи историк Томас Карлейль сказал: «Любой портрет природой своей как бы превосходит полдюжины биографий… Я вижу портрет, как горящую свечу, при свете которой нужно читать эти биографии. Тем самым достигается человеческое их понимание».

Миссия Национальной портретной галереи – дать эталонное визуальное напоминание о могуществе России и величии ее истории. Ее задача – создание положительного образа страны, объединяющего в себе героическое прошлое, многовековой опыт содружества всех народов, преемственность традиций служения Отечеству. Одной из важных задач я бы назвал включение в единый культурно-образовательный комплекс галереи художественной школы-студии «Академия портрета» для эффективного развития двух родственных направлений – художественно-образовательного и музейно-выставочного.

Меня чрезвычайно порадовало известие о том, что в Москве был сделан первый шаг к созданию национального собрания портретов в виде выставки в Государственном историческом музее. Есть и сообщения из Русского музея – там тоже собираются создать портретную галерею. Но хочу заметить, что это не отвечает моей концепции, высказанной в начале 2010 года Владимиру Путину, поддержанной им и переданной тогдашнему министру культуры Александру Авдееву как поручение – найти для галереи постоянное помещение. Тогда же было определено и само помещение – бывший Музей Ленина, теперь одно из подразделений Государственного исторического музея. Но поручение Путина завязло в недрах Минкульта и до сих пор не выполняется. Главной причиной называют отсутствие 25 млн долларов на ремонт и переоборудование здания. Я бы предложил – если все дело в этой сумме, то, может быть, какой-то из российских миллиардеров пожертвовал бы ее, при условии, что он сам бы контролировал работы и свел к минимуму нецелевое использование средств. В таком случае я и сам бы охотно принял участие в финансировании проекта.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5138
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 4416
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...