«Два книжных шкафа были с нами во всех переездах»
— Александр Николаевич, как
— Юбилей? Не знаю как. Съезжу в Зеленогорск в мою любимую церковь, свечку поставлю.
— Никаких показов, событий не планируется?
— Нет, никто ничего не планировал. Я же такая «теневая» фигура, слишком оппозиционный человек, чтобы
— И все же в юбилей принято вспоминать, перелистывать страницы биографии: Меня всегда интересовало, как и где вы, сын офицера Советской армии, переезжавшего из гарнизона в гарнизон, впервые познакомились с высоким искусством?
— Мы действительно жили в разных гарнизонах, разных частях Советского Союза и за границей. И школы все время менялись, и социальная среда. Но оставались в доме два книжных шкафа — мама в любых переездах считала нужным грузить все наши книги. Жили мы тяжело, но библиотека была для нас ценностью семейной. В семьях военнослужащих тогда библиотеки собирались в основном из классики, журналов. А другим окном в мир был радиоприемник, потому что в дальних гарнизонах не было ни театров, ни музеев. Я включал приемник и заслушивался радиопьесами, трансляциями из театров, концертных залов. Возникало поразительное душевное состояние.
В
— А сейчас у вас есть любимые книги, любимые писатели, композиторы?
— У меня дома большая библиотека и фонотека. Я даже не посмею
— Не так давно вы встретились с учащимися одной из петербургских гимназий и сказали там удивившую меня вещь, что на Западе выступаете с лекциями и
— У меня был спецкурс в киношколе у Вайды в Варшаве, преподавал я в Японии, Финляндии. У нас же в России действительно нет систематического интереса к такого рода деятельности, а я сам не напрашиваюсь, естественно. Хотя не так давно встретился со студентами ВГИКа, появившись там впервые с того момента, когда я покинул вгиковские стены и вскоре стал там персоной нон грата.
— А как поживает режиссерская мастерская в Нальчике, которая была создана в
— Сейчас у студентов факультета экранных искусств завершается первый курс. Там учится способная молодежь из разных республик. Еще рано говорить, кто из них станет режиссером, пока у меня со студентами идет серьезная «борьба за литературу». Если молодые люди не будут читать, расстанусь с мастерской... Надеюсь, этого не произойдет.
«Сложно устраивать Петербургский кинофорум при явном противодействии Московского кинофестиваля»
— В июле состоится II
— Для меня большая честь работать над этим проектом вместе с великим режиссером Алексеем Юрьевичем Германом (Герман — президент этого кинофорума. — «Труд»), профессиональная поддержка которого много для меня значит.
Ни один режиссер, ни один творческий работник в кинематографе ничего и никогда не сделает сам, в одиночку. Я
— Правда, что вы искали новые таланты, бросив клич в интернете?
— Да, отборочная комиссия обратилась к молодой аудитории интернета с просьбой прислать свои работы, объяснив цели и задачи будущей акции. Мы ее называем киношколой, и по сути так и есть. Стали приходить работы, много. Группа профессионалов под руководством режиссера Михаила Баркана отсматривала эти работы. Подавляющее большинство работ, которые нам поступили, так или иначе размещались на видеосервисах. Мы находили эти работы, связывались с их участниками, интересовались, есть ли
— Странно, что до сих пор в Петербурге не было большого международного кинофестиваля. И вот наконец такой кинофорум появился. И действительно приятно, что у руля — Алексей
— В течение нескольких лет я от губернатора Валентины Ивановны Матвиенко слышал обращения в адрес деятелей нашего кино с просьбой создать в Петербурге большой кинофестиваль. Поначалу я был не очень большой сторонник этого, потому что, бывая за пределами страны, вижу, какой ценой даются такие проекты, как тяжело создавать такие крупные кинематографические акции. Это ведь сугубо профессиональная работа, и крайне сложная. Но сейчас я согласился принимать участие в этом проекте, потому что понял, что вокруг идеи фестиваля собрались профессиональные, сильные люди. Хорошо
«После „Фауста“ зритель поймет, для чего я снял предыдущие картины»
— Если вы с таким энтузиазмом и такой энергией включились в проект Петербургского кинофорума, то почему бы не воспользоваться случаем и не показать на нем ваш новый фильм «Фауст»?
— Мы планировали показать «Фауста» в Петербурге, но потом стало ясно, что картина примет участие в Венецианском фестивале. Это очень важно для продюсера, это окно в мир. Мы не видим возможности для проката этой картины у нас в стране, но окно в мир для нас открыто, у нас есть мировые дистрибьюторы, и участие в фестивале класса, А накладывает на нас обязательство не показывать «Фауста» нигде до его показа в Венеции. Но мне сказали, что мы сможем сделать
— Когда к вам пришла идея снять именно «Фауста»?
—
«Если бы не перестройка, будущее мое было известно»
— Александр Николаевич, в чем в свое время была суть вашего конфликта с советской властью? Почему вас, как вы сказали, объявили персоной нон грата?
— Меня вынуждали повиноваться — снимать такое кино, как все, а я не хотел. Если бы не началась перестройка, то было известно мое будущее... Мне трудно было понять,
— Вы один из самых принципиальных и последовательных защитников культурного и исторического наследия
— Много людей принимало в этом участие! Мы многое остановили. В нашей работе с губернатором
Резюме «Труда»
Александр Сокуров, кинорежиссер
Родился в деревне Подорвиха Иркутской области.
Окончил истфак Горьковского университета (1974), режиссерский факультет ВГИКа (1979).
Работал с
Лучшие фильмы Александра Сокурова
«Молох» (1999) — первая картина в тетралогии о вождях XX века. Гитлер (Леонид Мозговой) предстает в ней маленьким сморщенным человеком, заигравшимся во власть.
«Русский ковчег» (2002) — фильм об истории России, снятый одним кадром в палатах Эрмитажа.
«Отец и сын» (2003) — камерная драма о сложных отношениях отца и сына, получившая приз ФИПРЕССИ на Каннском кинофестивале.
«Солнце» (2005) — картина о японском императоре Хирохито, продолжение тетралогии о людях власти.
«Читаем Блокадную книгу» (2009) — документальный фильм, основанный на книге Даниила Гранина, отрывки из которой читают артисты, журналисты и школьники.