БЛАГОДАРЯ ПОДДЕРЖКЕ СОЮЗНИКОВ
- Уважаемый Аскар Акаевич, на фоне нормальной, динамичной жизни в республике чувствуется все-таки озабоченность людей опасностью, исходящей от терроризма. По известной вам лучше, чем журналистам, информации, в глубинных районах Центральной Азии наготове группы хорошо вооруженных экстремистов, способных вести долговременные боевые действия. Судя по заявлениям их лидеров, в их планах - отторжение части территории, создание враждебного анклава... Ваша страна уже два года испытывала в этой связи потрясения. Каковы ваши прогнозы на этот год?
- Несомненно, это проблема, которая нас серьезно беспокоит. Когда в 1999 году первые бандформирования перешли нашу границу - это было как снег на голову. У наших армейских и милицейских подразделений не было опыта ведения боевых действий в горах, да еще в ночное время. А нам противостояли не только хорошо вооруженные, но и основательно подготовленные для ведения спецопераций люди. Подготовку они прошли на базах в Афганистане, а богатый боевой опыт получили в ходе гражданской войны в Таджикистане. Тяжелой проблемой, существенно осложнившей ход антитеррористической операции, стал захват заложников, в том числе граждан иностранных государств.
В этот трудный для нашего государства момент мы получили и моральную, и политическую, и прежде всего военно-техническую помощь со стороны всех стран, входящих в Договор о коллективной безопасности. В первую очередь это была, конечно же, мощная поддержка со стороны России. Я считаю, что 1999 год стал первым успешным испытанием эффективности этого Договора.
Уже в прошлом году благодаря поддержке союзников мы были готовы к отражению террористов, и наши вооруженные силы преподали им хороший урок.
Сегодня террористы рассматривают Кыргызстан как кратчайший транзитный путь для проникновения в Ферганскую долину. Именно здесь "приверженцы высокого ислама", как они себя называют, хотели бы создать опорный пункт, базу, а в перспективе - и государство, исламский халифат.
При этом они исходят из того, что Ферганская долина исторически была населена сторонниками "высокого ислама". А сегодня к этому добавились острейшие социальные проблемы, что также создает определенную почву для терроризма.
В этом году весна у нас ранняя, и уже в июне мы ждем вторжения бандформирований. Но я убежден, что с ними мы справимся. Как вам известно, в Минске участники Договора о коллективной безопасности приняли ряд важных решений. Мы рассчитываем, что уже в этом году будут сформированы коллективные силы быстрого реагирования для борьбы с террористами.
- Насколько понимаю, в этой связи правомерно говорить об опасности религиозного экстремизма - питательной идеологической основе терроризма?
- Исламские радикалы пытаются активно пускать корни в Кыргызстане. И это новое для нашей страны явление, ведь исторически кыргызы всегда проповедовали "либеральный" ислам. В той же Ферганской долине, где традиционно проживают рядом кыргызы, таджики, узбеки, проявления религиозного экстремизма, нетерпимости могут вызвать межэтнические противостояния, конфликты, и это не может нас не тревожить.
Мы хорошо помним, какие страшные беды принесли в последние годы межэтнические противоречия, как разваливался в результате этих конфликтов Советский Союз и как довершается распад Югославии.
Я хочу особенно подчеркнуть, что все эти годы укреплению межэтнического согласия мы уделяли особое внимание. И сегодня я убежден, что именно такое согласие поможет создать стабильность, преодолеть трудности, кризисы...
Посудите сами: в стране живет около 30 крупных этносов, представители 80 национальностей, а сближает всех, несомненно, русский язык. Я очень рад, что мы признали, узаконили его официальный статус, а в этом году, надеюсь, закрепим это положение и в Конституции. В 1993 году мы с Борисом Ельциным выступили с инициативой создать Славянский университет, и сегодня это один из лучших вузов страны.
Мы стремимся учесть культурно-языковые запросы и других народов, традиционно населяющих нашу землю. Открыты десятки новых школ, два университета с преподаванием на узбекском языке, факультеты дунганский, уйгурский, таджикский.
Но опасность религиозных противоречий существует, и мы всегда об этом помним.
Я убежден, что мы в полной мере реализовали в стране свободу вероисповедания. Не знаю, к лучшему ли это, но мечетей у нас сегодня едва ли не больше школ. С другой стороны - верующие, духовенство осознают уважительное отношение государства к религии, помогают нам. Вот и сегодня глава мусульман Кыргызстана, наш муфтий, находится в южных районах, ведет там большую работу, разъясняя все зло экстремизма.
Конечно же, с бандитами необходимо говорить силой оружия, а вот почву из-под них выбивать - силой интеллекта. Мы понимаем, что в долгосрочном плане необходимо бороться с причинами, способствующими распространению экстремизма.
У наших противников есть один важный потенциальный союзник внутри страны, своеобразная "пятая колонна" - бедность, безработица. Именно это, будем откровенны, является главной питательной базой любого экстремизма. Поэтому в нашей долгосрочной десятилетней программе мы сформулировали в первую очередь сокращение, а затем и преодоление бедности. Важно дать молодежи работу, занять ее трудом. Сейчас мы стремимся осуществить программу по микрокредитованию населения в сельской местности. Другой не менее важный вопрос - это хорошее образование. Оно должно быть доступно каждому. Меня радует, когда мы открываем очередной вуз и две трети студентов там - девушки. Если женщина с хорошим образованием крепко встанет на ноги, то устойчивой, крепкой будет и семья.
И здесь нельзя недооценивать большую просветительскую работу, которую ведет духовенство, помогая нам. Это тоже, кстати, ислам. Но не радикалистский, чуждый нашим историческим традициям и менталитету, а гуманистический, несущий вечные истины и нравственные ценности. Кстати, в российских СМИ зачастую ислам ассоциируют с терроризмом, экстремизмом. Это, разумеется, явный перекос и несправедливость.
ВОЕННАЯ МОЩЬ СОДРУЖЕСТВА НАС ЗАЩИЩАЕТ
- Государства СНГ отметят скоро 10-летие Содружества. В России раздаются скептические голоса о будущем Содружества, а президент Украины Леонид Кучма, у которого я брал недавно интервью, оценил эти годы скорее как потери, нежели приобретения.
- На мой взгляд, это не было временем потерь. Кыргызстан всегда твердо стоял на позициях укрепления СНГ. Такую же позицию я чувствовал со стороны Ельцина. Сейчас я могу сказать, кстати, что для него это было вопросом не только политическим, но и личным, моральным. Он, несомненно, чувствует свою личную ответственность за то, что произошло в Беловежской Пуще, и всеми силами, насколько ему их хватало, пытался компенсировать это укреплением СНГ. Я видел, что все это он делал искренне. Другой лидер, который всегда стремится к укреплению Содружества, - президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. А для нас, небольшой страны, Содружество сыграло просто выдающуюся роль, оно помогло сохранить целостность Кыргызстана, отстоять его независимость.
СНГ - это не только общее экономическое поле, это поддержание наших связей в человеческом измерении, это общее культурно-информационное пространство. Вот вам, журналисту, я хочу сказать, что именно через российские СМИ мы узнаем новости о том, что происходит в бывших республиках СССР, чем живут там близкие нам по менталитету люди...
Я уже говорил, что новые независимые государства чувствуют себя гораздо спокойней и уверенней, будучи защищенными военной мощью Содружества. А ведь и здесь события могли бы развиваться по югославскому сценарию.
Конечно, не реализовано многое из того, что задумывалось. Немало потеряно из-за неразумного сокращения взаимной торговли. Торговые, транзитные тарифы очень мешают ее развитию.
- Что-то изменилось в этой связи за последний год?
- Многое меняется. Я рад, что президент России Владимир Путин энергично взялся за реформирование СНГ, и прежде всего по-новому решает экономические проблемы.
ПОЗИЦИЯ ДЛЯ ОППОЗИЦИИ
- За несколько дней, что мы находимся в Кыргызстане, нас приятно удивила спокойная в целом общественная обстановка. Не видно демонстраций, протестов...
Тем не менее оппозиция в стране существует. Как вы сформулируете свое отношение к ней? Она вам помогает, мешает?
- Конструктивная оппозиция, несомненно, нужна и всегда помогает нормальному развитию. Это своеобразная форма контроля за властью, помогающаяся не сбиться с правильного курса. И в этом смысле оппозиция, оппозиционная пресса, критикуя власти, обращая внимание на ее ошибки, помогает нам.
В то же время я хотел бы обратить ваше внимание на то, что в деятельности "непримиримой" оппозиции, настроенной на крайние меры, существует опасность разрушения государства, его дестабилизации. Это относится не только к нам, но и к России, другим независимым молодым государствам. Как правило, в таком случае находятся и внешние источники финансирования, как мы это видим на примере Украины, где определенные силы сознательно дестабилизируют ситуацию. Разве это укрепляет общественное согласие и развивает демократию?
Такие силы и у нас имеются. В настоящее время в СНГ коммунисты как партия, как движение сохранились, по существу, в трех странах - России, Молдове и Кыргызстане. Сегодня здесь они говорят, что в Молдавии "мы власть взяли, возьмем ее в руки и у нас". Лозунги у них большевистские - все, мол, сметем и будем строить "по новой" социализм.
Пожалуйста, я не возражаю, если все произойдет, как в Молдове - в результате выборов, в спокойной, неконфликтной обстановке. Может, они и построят какой-то свой, молдавский социализм. Лично я бы это только приветствовал. Но когда призывают к баррикадному противостоянию, конфликтам, к свержению власти, я выступаю против. Мы нуждаемся в спокойствии, в консолидации нации, чтобы осилить быстрее бедность, успешно противостоять терроризму, решить другие острые наши проблемы.
В этой связи хотел бы сказать о позиции некоторых международных организаций, поддерживающих свободу печати, вероисповедания и т.д. Наше стремление внести в законодательство страны некоторые изменения, которые позволят противостоять тому же радикальному исламу, эти "борцы за свободу" осуждают, квалифицируя это как гонения на религию, ограничение свободы совести.
А общаясь с духовными лидерами проживающих в Кыргызстане мусульман, православных, буддистов, я слышу требования ограничить деятельность сект, оградить верующих от попыток столкнуть их, вызвать межконфессиональную рознь.
А ведь у нас всегда были прекрасные отношения между представителями традиционных конфессий. Когда в Кыргызстане в связи со 125-летием основания среднеазиатской епархии находился Его Святейшество Патриарх Алексий II, то на его встречи приходили и мусульмане, и буддисты, проявляя к авторитетному духовному пастырю искреннее уважение. Уезжая, он сказал мне, что ожидал увидеть в Кыргызстане "разные народы", а увидел единый народ.
Вот эту сплоченность и пытаются разрушить. Самое поразительное, что в том же Лондоне, по сообщениям СМИ, недавно закрыли около двух десятков сект как враждебных интересам государства и народа. И никто ни слова не сказал о "религиозных преследованиях"...
ТРЕВОГИ И НАДЕЖДЫ РУССКИХ
- Общаясь с вашими согражданами, сотрудниками президентской администрации, мы обращали внимание на то, что в Бишкеке часто звучит русская речь, много русских. Достаточно ли комфортно себя чувствуют эти люди, нет ли у них осложнений, тревоги за свое будущее?
- Тревога и у них, и у меня, президента, конечно, есть. Но я всегда считал, что нельзя крепить межэтнические отношения одними призывами. Нужны конкретные действия. Я уже говорил о шагах, которые мы предпринимаем в культурной, языковой сферах. Не менее важна в этом направлении кадровая политика. В структурах государственной власти должно быть справедливое представительство и русских, и узбеков, и украинцев.
Там, где кадры назначаются президентом, все это учитывается. Но вот что касается второго эшелона власти, то здесь, к сожалению, перекосы существуют. Это тот самый вопрос, где нужны постоянный контроль и пристальное внимание.
- Мы находимся здесь для участия в журналистской встрече, посвященной освещению в прессе вопросов борьбы с наркоманией. Нам удалось познакомиться и с опытом работы наркологической клиники знаменитого доктора Назаралиева. Насколько остра эта проблема в Кыргызстане?
- К сожалению, остра. Наркотики - не только зло, губящее людей. На деньги, полученные от торговли ими, финансируются и те же террористы. Мы осознаем всю важность борьбы с наркоманией, и я приветствую, что такая солидная делегация руководителей ведущих российских СМИ участвует в бишкекской конференции.
Что же касается доктора Назаралиева, то я считаю его выдающимся врачом и уникальной личностью. Вероятно, только такие люди и могут реально помочь справиться со страшной заразой. Не случайно ведь пациенты приезжают к нему из многих стран СНГ, России, дальнего зарубежья. Мы будем его поддерживать.
СЕМЕЙНЫЕ ТАЙНЫ
- Два года назад в вашей семье произошло замечательное событие - сочетались браком ваш сын и дочь Нурсултана Назарбаева. Наш корреспондент была гостем на этой свадьбе, рассказала об этом читателям "Труда". Как, на ваш взгляд, чувствует себя молодая семья?
- В молодой семье все хорошо. Наша невестка завершает учебу в университете, а мой сын работает в министерстве финансов - помощником министра. Он получил хорошее экономическое и языковое образование и занимается вопросами привлечения иностранных инвестиций... К сожалению, всем нам в полном составе редко удается собраться вместе. Дела, разъезды, все работают. Или учатся. Такое счастье выпадает раз в год - летом, когда собираются все. Надеюсь, что этим летом, несмотря на сложности, нам всем удастся встретиться.