Одна из давних задумок маэстро Валерия Гергиева – вернуть на отечественную сцену Сергея Дягилева, подвижника русского искусства и величайшего антрепренера своего времени. Именно он в 1908 году открыл Западу наше искусство. Его ежегодные на протяжение двадцати лет «Русские сезоны» в Париже давно стали мировой классикой, эталоном организации гастролей и открытия новых имен.
В нынешнем году отмечается 150-летие Дягилева. В Мариинке к славной дате подготовили специальную программу, включив в нее произведения, появлением которых на своей сцене театр обязан выдающемуся импресарио. Работали над ними по его просьбе композиторы Стравинский и Прокофьев, художники Бакст, Бенуа, Гончарова, Ларионов. В репертуаре театра – два десятка сотворенных ими произведений. Одни идут в воссозданной современными мастерами хореографии и сценографии. Для других придуманы новые танцы, фабула, оформление.
О том, как в 1914 году выглядела премьера «Соловья» Стравинского, теперь можно судить лишь по эскизам Александра Бенуа. Сценографию же «Хованщины», заказанную Дягилевым молодому художнику Федору Федоровскому, удалось воспроизвести в 1950-е годы самому автору. С тех пор она и сохраняется.
Именно «Хованщиной» открылся в Мариинском театре «Год Дягилева». Эпическое произведение Мусоргского предстало перед зрителями в сценической версии 2000 года (режиссер Юрий Александров). За пультом был сам маэстро Гергиев, которого заполненный до отказа зал встретил овацией и криками «Спасибо!». Благодарность за талант, мастерство и характер.
К слову, в первый раз Валерий Абисалович взялся за эту оперу в 1989-м, спустя год после того, как стал главным дирижером театра, тогда еще носившего имя Кирова. Как признавался он в интервью «Труду», создавался спектакль практически заново в исторических декорациях и костюмах, лучше которых никто не создал. Ни на тот момент, добавлю от себя, ни на сегодняшний день. Тут без комплимента сотрудникам художественно-постановочной части коллектива, сумевшего сохранить их, не обойтись.
Без малого пять часов длится спектакль. Красивый. Многоголосый: хор в Мариинке сродни стихии – накрывает с головой и не отпускает до последнего звука. Постановка щедра на открытия. Одним из них стала партия боярина Шакловитого в исполнении Романа Бурденко. Известный у нас и за рубежом баритон, лауреат престижных конкурсов, он обвораживает и чистотой исполнения арий, и мастерством перевоплощения. Хороша – как, впрочем, и всегда – Ольга Бородина в роли Марфы, с которой она когда-то начинала свою блестящую оперную карьеру.
Год Дягилева в Мариинском театре только стартовал. Впереди балет-феерия «Спящая красавица» в реконструкции 1890 года, представления «Блудного сына» Сергея Прокофьева в хореографии Джорджа Баланчина, балеты Михаила Фокина, включая отдельную программу с Половецким актом из «Князя Игоря».