С 17 по 23 апреля в Москве пройдет второй молодежный фестиваль Kinorex. Как и зачем он возник? Известно: кино без музыки не существовало, даже немые ленты демонстрировались под аккомпанемент тапера. А уж потом многие любимые фильмы стали узнаваться с трех нот — и эти мелодии сопровождают нас годами и десятилетиями. Однако найти режиссеру «своего» композитора — задача непростая. Для ее решения студенты продюсерского факультета Российской академии музыки имени Гнесиных Никита Брусин и Елизавета Фирулик в 2020 году придумали молодежный фестиваль киномузыки — Kinorex.
Придумка эта оказалась столь удачной, что уже второй год подряд Kinorex становится победителем грантового конкурса молодежных инициатив «Таврида». Начинание студентов поддерживает их родной вуз, а также Гильдия композиторов Союза кинематографистов РФ, Молодежный центр Союза кинематографистов России, Союз композиторов России, газета «Труд», радио «Орфей» и портал YOung JOurnalists. И, надо сказать, Kinorex набирает силу — об этом его организаторы рассказали на пресс-конференции в Домжуре.
Если в прошлом году фестиваль был всероссийским, то сейчас сделался международным. Кроме наших соотечественников заявки на участие в нем подали свыше 400 соискателей из Испании, Франции, Латинской Америки, Кореи. И, несмотря на всеобщее нынешнее ожесточение, никто из них не выразил желания прекратить сотрудничество с фестивалем.
Как это все работает? Об этом рассказал генеральный продюсер фестиваля Никита Брусин. Режиссеры присылали на Kinorex свои короткометражные фильмы (игровые и анимационные), из которых жюри выбрало 11 проектов. Дальше к конкурсу подключались композиторы, писавшие к этим лентам музыку (к одной из них либо сразу ко всем — по желанию). Лучшие мелодии определяли сами создатели фильмов.
Кстати, случалось, что выбор сразу нескольких режиссеров падал на одного и того же сочинителя музыки. В таком случае он сам решал, с каким именно фильмом будет участвовать в фестивале. Таким человеком, за которого «спорили» режиссеры, стал, например, Павел Чернов. Любопытно, что композитор он непрофессиональный, но в Kinorex участвует уже второй раз. В прошлом году в число лауреатов не попал, в этом же имеет неплохие шансы на признание.
В финал конкурса выйдут шесть работ. Их определит жюри фестиваля во главе с композитором Ильей Духовным, писавшим музыку к более чем сотне фильмов. В состав жюри вошли актер и режиссер Борис Токарев, дирижер Александрас Шимелис, врио гендиректора Госфильмофонда РФ Роман Чистяков, ректор ГИТИСа Григорий Заславский, композиторы Кузьма Бодров и Андрей Батурин, программный директор радиостанции «Орфей» Игорь Летин.
В этом году наградами отметят лучшую классическую и электронную музыку к фильму. Кроме того, объявят обладателей Гран-при фестиваля и приза зрительских симпатий. Картины победителей покажут на большом экране в сопровождении симфонического оркестра, а саундтреки к ним запишут в профессиональной студии звукозаписи. Зарубежные участники фестиваля будут присутствовать на церемонии награждения онлайн. Победители в специальной номинации от спонсоров фестиваля получат возможность записать музыку к фильму на киностудии полного цикла «СинеЛаб».
Союз кинематографистов проявил искренний интерес к Kinorex, вот и первый тур пройдет в Доме кино. Также в дни фестиваля состоятся мастер-классы успешных деятелей кино и музыкальных индустрий в Шуваловской гостиной Российской академии музыки имени Гнесиных. Ведь, как заметил ее ректор Александр Рыжинский, Kinorex имеет еще и образовательное значение. Кстати, по его мнению, в академии непременно появится специальный курс, где будут готовить композиторов для киноиндустрии.
Еще одна изюминка, которая ждет участников и зрителей фестиваля, — выступление камерного оркестра Nella Musica Orchestra под руководством дирижера Екатерины Кочетковой. Оно будет включать в себя мелодии из известных кинофильмов (например, из «Гарри Поттера» и «Пятого элемента») и сопровождаться видеоинсталляциями. Этот же оркестр записывал и музыку к 11 фильмам первого тура.
Конечно, Kinorex для его участников — это лишь начало пути. Кто знает, может, именно здесь, на фестивале, встретятся люди, которые потом образуют такие же замечательные творческие тандемы, как Эльдар Рязанов — Андрей Петров и Микаэл Таривердиев или Георгий Юнгвальд-Хилькевич — Максим Дунаевский. Либо сегодняшний конкурсант в будущем по просьбе режиссера создаст такую мелодию, которая станет даже известнее фильма.
О подобном случае рассказал на пресс-конференции Борис Токарев. Именно в пору его режиссерского дебюта в фильме «Нас венчали не в церкви» появился знаменитый романс «Любовь и разлука» Исаака Шварца и Булата Окуджавы. А сейчас этот прекрасный режиссер и актер является генеральным продюсером студии «Дебют», в которую, кстати, взяли на работу Надежду Шибалову, обладательницу Гран-при фестиваля Kinorex прошлого года. Хороший пример, не правда ли?