В России в этом году дата приобрела особенно печальный оттенок: за последний год число жалоб россиян на то, что им продали некачественный товар или обманули при оказании услуг, выросло на треть.
Ежегодно 15 марта мировое сообщество отмечает День защиты прав потребителя. При этом каждый раз выдвигается новый девиз. В этом году он звучит так: «Наши деньги — наши права». Это значит, что во главу угла поставлена грамотность граждан в финансовых вопросах.
В России в связи с новой повесткой планируется запустить программу повышения финансовой грамотности населения (стоимостью 110 млн. долларов). Об этом на днях заявил глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко. По статистике, у 40% жителей страны нет доступа к финансовым услугам, а более половины россиян признаются в полной финансовой безграмотности.
В остальном все мероприятия, приуроченные к 15 марта, сводятся к
Масштабы кампании по защите прав потребителей в России далеки от европейского уровня, заявил «Труду» председатель Союза потребителей России Борис Шелищ. «Прежде всего недостает внимания со стороны органов власти», — отметил эксперт. Закономерно, что и уровень грамотности населения крайне низкий, особенно среди малоимущих слоев населения, добавила специалист Московского общества защиты прав потребителей Анна Зыкова.
Всемирная организация союзов потребителей обратилась накануне к своим членам с просьбой провести 15 марта операцию «Таинственный покупатель» — прикинувшись простыми клиентами, попытаться, например, открыть счет в банке и оценить качество обслуживания. В России такая акция проведена не будет.
Рейтинг нареканий
Между тем в условиях кризиса количество жалоб россиян на товары и услуги выросло. Если, по данным Союза потребителей РФ, в 2008 году поступило около 260 тысяч обращений, то в прошлом их было уже более 360 тысяч. Чаще всего потребители жалуются (как и ранее) на качество непродовольственных товаров (почти 40%) — мобильных телефонов, ноутбуков, холодильников, телевизоров, мебели, — а также на неправильную установку оконных блоков.
На втором месте по числу обращений претензии к срокам исполнения работ — 16% (в
Судебные тяжбы
Суд не на стороне потребителя
В прошлом году, по данным Союза защиты прав потребителей, россиянами было подано в суд более 6,8 тысячи исков с жалобами на качество товаров или услуг, из которых потребителями было выиграно менее трети — всего 1,8 тысячи исков. Для сравнения: в 2008 году исков было больше (7,3 тысячи), хотя обращений с нареканиями в адрес союза поступило на треть меньше. Найти правду в суде в 2008 году удалось 2,1 тысячи человек. Отметим, что жители Европы и США значительно чаще обращаются в суд в связи с некачественным обслуживанием, и при этом практически всегда Фемида оказывается на стороне потребителя.
История
Праздник с Капитолийского холма
15 марта 1961 года, задолго до начала «войны против холодильников и стиральных машин», когда общество потребления стало ассоциироваться с пошлостью и филистерством, президент США Джон Кеннеди, выступая в Конгрессе, заявил: «Потребители — это крупнейший экономический слой, который воздействует почти на любое частное или государственное экономическое решение… Но это единственный голос, которого зачастую не слышно». Тогда же Кеннеди сформулировал четыре основных права потребителя: право на информацию, на безопасность, на выбор и право быть услышанным. С тех пор 15 марта стало Всемирным днем защиты прав потребителей.
В начале
Организация разработала Кодекс потребителя, включив в него права, сформулированные Кеннеди, и добавив еще четыре: право на возмещение ущерба, на здоровую окружающую среду, на потребительское образование и на удовлетворение базовых потребностей. В 1985 году Генассамблея ООН закрепила их в качестве руководящих принципов для защиты интересов потребителей.