Президент дал указание Игорю Иванову как главе МИДа принять меры для обеспечения тесного взаимодействия с Федеральным Собранием по международным вопросам и четкой координации зарубежных контактов и визитов в целях реализации единого внешнеполитического курса. Тем самым президент положил конец всяческим спекуляциям относительно возможного отхода от выверенной ближневосточной политики России.
Между тем в ближневосточной ситуации, которая, как казалось, наглухо застряла в кровавом тупике, появились некоторые обнадеживающие признаки. Кабинет израильского премьера Ариэля Шарона принял решение свернуть самую крупномасштабную операцию израильских войск против палестинских боевиков на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа, в ходе которой погибли десятки людей, сотни были арестованы, разрушены почти все административные здания и объекты инфраструктуры. Определенную роль в этом сыграли недвусмысленно высказанное недовольство Вашингтона такими масштабами применения силы и угроза главы Партии труда и министра обороны в коалиционном правительстве Израиля Бен Элиэзера выйти из его состава и развалить коалиционный кабинет в том случае, если последняя операция не будет немедленно прекращена.
Накануне этого решения Совет Безопасности ООН принял по американской инициативе весьма многозначительную резолюцию, которая настаивает на немедленном прекращении кровопролития и возобновлении переговоров. В ней четко подтверждается будущее региона - существование бок о бок двух государств - Израиля и Палестины - в четко определенных и взаимопризнанных границах. Характерно, что и Израиль, и палестинское руководство с удовлетворением приняли эту резолюцию. Если к этим подвижкам добавить решение израильских властей снять запрет на передвижение Арафата (что открывает ему возможность принять участие в арабском саммите в Бейруте 27-28 марта) и разрешить размещение некоторого количества американских наблюдателей для контроля за обещанным Шароном прекращением огня, а также начавшийся визит в регион американского посредника Энтони Зинни, - то элементы разблокирования ситуации налицо.
США, как представляется, весьма заинтересованы в достижении прогресса в прекращении насилия между израильтянами и палестинцами и возвращении их за стол переговоров. Это создало бы благоприятные условия для того, чтобы предстоящий арабский саммит принял инициативу саудовского наследного принца Абдаллы по ближневосточному урегулированию. Одновременно Вашингтону хотелось бы развязать себе руки в отношении планируемого удара по режиму Саддама Хусейна в Ираке, о неизбежности которого практически открыто говорят президент Буш и его окружение, и добиться от арабов если не одобрения этой акции, то по крайней мере невмешательства на стороне Саддама. С этой целью регион объезжает вице-президент США Дик Чейни.
Тем временем теракты палестинских боевиков не прекращаются. И пока слабые надежды на просвет во мраке нынешней ситуации могут легко быть разбиты экстремистами с обеих сторон, как это уже не раз случалось прежде.