- Александр Федотович, Министерство образования и Союз ректоров собираются из множества институтов, университетов и академий выделить группу так называемых ведущих вузов, предоставив им соответствующий статус и дополнительное бюджетное финансирование. Зачем это делается?
- Сейчас в высшем образовании проблема из проблем - подготовка квалифицированных кадров. Корпус докторов наук неумолимо "стареет". Ежегодно рассматриваем более семи тысяч дел о присуждении ученых званий доцентов и профессоров - "удельный вес" молодежи невысок, большинству соискателей от 46 до 62 лет. При этом "остепененных" гуманитариев становится все больше, а докторов физических, математических или химических наук все меньше. А ведь именно на "точных" знаниях традиционно строится научная база России. Как лучше выращивать для нее кадры: распылять ресурсы по множеству вузов или сосредоточить силы в ведущих научных школах? Понятно, что второй вариант предпочтительнее.
Ведущие вузы, выполняя государственное задание, помогут справиться и с другой проблемой - подготовкой специалистов для высокотехнологичных отраслей, которая, как известно, требует больших финансовых вложений.
- Сколько ведущих вузов у нас будет?
- Думаю, не более 80. Причем в эту лидирующую группу войдут не только учебные заведения, подведомственные Министерству образования, но и сельскохозяйственные, медицинские, транспортные вузы.
- Каким образом можно получить статус ведущего вуза?
- По конкурсу, который будет проходить раз в пять лет.
- От 30 до 50 процентов выпускников медицинских, педагогических и сельскохозяйственных вузов не идут работать по специальности. А в школах не хватает учителей, в поликлиниках и больницах врачей, на селе агрономов, зоотехников, ветеринаров. Что с этим делать?
- Сейчас готовим документы о целевом наборе, который после принятия поправок к Закону об образовании приобрел легитимность. На целевые места в вузах будет объявляться отдельный конкурс, молодым людям придется заключать договоры с обязательством отработать до 3 лет по избранной специальности. Речь в данном случае идет об учителях для сельских школ, медиках, других нужных народному хозяйству специалистах. В договоре черным по белому будет написано, что государство затрачивает на подготовку специалиста определенные средства и выпускник, не выполнивший своего обязательства, будет обязан компенсировать неустойку в сумме оплаты за обучение.
- В обществе между тем говорят, что правительство берет курс на свертывание бесплатного образования.
- Это неправда. В России количество студентов на 10 тысяч населения сейчас даже больше, чем при советской власти. За последние годы мы не сократили ни одного бюджетного места. Напротив, ежегодно шло их увеличение на три-четыре процента.
- Тем не менее платного образования в процентном отношении уже больше, чем бесплатного.
-Если быть точным, то сейчас расклад "50 на 50". Но еще раз подчеркиваю: не за счет сокращения бюджетных мест.
- Раньше каждый год утверждались контрольные цифры приема в вузы, теперь речь идет о конкурсе на государственный заказ. В чем разница?
- Госзаказ формируется на основе анализа потребностей регионов в кадрах и утверждается правительством. Его реализация и распределение теперь будут идти на конкурсной основе. Преимущество по контрольным цифрам приема получат те вузы, которые обеспечат высококачественную подготовку по приоритетным направлениям и специальностям. Положение о конкурсе уже есть, документы утверждены. Весной мы его проведем на демократических условиях, то есть с учетом профессионально-педагогического потенциала, материально-технической базы и традиций каждого вуза.
- В высшем образовании появилась новая "страшилка" - полиция качества...
- Так с легкой руки журналистов теперь называют комиссию, недавно созданную в министерстве для проверки качества образования по тем или иным специальностям. В нее входят независимые и очень принципиальные эксперты, отобранные в российских регионах из числа вузовской профессуры и преподавателей. Первые итоги работы комиссии таковы: за последние восемь месяцев лишены лицензии 14 вузов.
- Кое-кто считает сам факт создания такой комиссии началом наступления на негосударственные вузы.
- Нет, здесь главный вопрос - именно качество образования. И некий связанный с ним нравственный момент. Представьте, молодого человека заманивают в слабый вуз дешевизной обучения, всего за 200 - 300 долларов обещают и образование, и диплом. Через пять лет он действительно получает диплом, который оказывается филькиной грамотой и нигде не котируется. Выходит, что лучшие годы потрачены впустую. Вел ли кто-то счет неудачникам, которых породили такие псевдовузы?..
- Как вы смотрите на огромное количество филиалов? Ведь на полном серьезе обещают диплом МГУ чуть ли не в деревне.
- Московский государственный университет не увлекается филиалами, они есть у него в Казахстане и Киргизии - это часть политики взаимодействия со странами СНГ. Московский физико-технический университет и "Бауманка" тоже обходятся без филиалов, потому что понимают: для качественного образования там нужны те же преподаватели, та же научная база. С другой стороны, если образование идет к людям - разве это плохо? Вот в Ельце из филиала вырос государственный университет.
- Верите в дистанционное обучение?
- Образование по кассете, лектор по телевизору - вынужденная мера. Никакая техника не заменит живого общения, когда преподаватель видит глаза учеников, дискутирует с ними, гибко реагирует на вопросы. Юношей "питают" не только науки, воспитывает все - манера поведения профессора, культура речи, даже внешний вид. Убежден, что стать ученым можно только в благоприятной образовательной среде. Университет, как говорил Ясперс, - "это учреждение, в котором преподаватели и студенты совместно ищут истину". Три функции есть у высшего учебного заведения: собирать и хранить знания, передавать знания и третье - добывать новые знания. Причем если не будет третьей функции, тогда и все остальное - недееспособно.
И вместе с тем у дистанционного образования большое будущее. Оно поможет нам аккумулировать интеллектуальный потенциал вузов и сделать его достоянием тех, кто жаждет знаний вне зависимости от региона проживания. Вопрос лишь в том, как поставить дистанционное образование на должный уровень в научном, методическом, психолого-педагогическом аспектах. Над решением этих проблем министерство интенсивно и скрупулезно трудится.