Главная Культура 15:35 15 Января 2022 3260
Консерваторские портреты Екатерины Мечетиной

Свою рождественскую программу знаменитая пианистка сочинила, словно глядя на стены Большого зала

Сергей Бирюков
Екатерина Мечетина поклонилась Большому залу и тем, кто навсегда определил его дух. Фото автора

Так сложилось для меня (и сотен других людей), что рождественские концерты Екатерины Мечетиной в Большом зале консерватории – уже много лет первое живое музыкальное впечатление наступившего года. А ведь как его, год, встретишь, так и проведешь. Если в таком возвышенном, философском, романтическом настроении, какое создала программа 8 января – я бы не возражал.

Программы эти бывали самыми разными. Случалось, сосредотачивались на театрально-праздничных мотивах (сюиты из «Щелкунчика», «Петрушки»), на жанре фантазии или, допустим, на музыкальных пейзажах Родины – прошлогодний концерт так и назывался: «Русские картины». Вероятно, поэтому музыкальный старт 2022-го Екатерина решила выдержать в контрастном колорите, но тоже глубоко нам не чужом. Посмотрите хотя бы на портреты, украшающие Большой зал консерватории: кроме русских (за одним очень известным исключением, о котором чуть позже) – только немцы. По крайней мере так виделись приоритеты музыкального мира тем, кто эту самую консерваторию основывал. И Екатерина, составляя сет-лист нынешнего выступления, словно глядела на этот портретный ряд.

Началось, понятно, с Баха – ядра не только немецкой, но в громадной степени всей последующей мировой музыки. Одна только вторая часть открывшего программу «Итальянского концерта», этот исповедальный голос человеческой души, вознесшийся в пронизанную светом стратосферу вечных гармоний-истин, забрасывает ассоциации на двести, триста лет вперед – в лирику Равеля (чей Первый концерт Екатерина недавно отлично записала и выпустила на «Мелодии»), в мелодические разливы Прокофьева (Второй скрипичный концерт), в космогонические фантазии Хайнера Гёббельса («Вещь Штифтера»)… Правда, не могу сказать, что именно исполнение «Итальянского концерта» стало самым ярким моим впечатлением вечера – мне бы хотелось не просто игры «как принято», но интерпретации, в которой резонировал бы тот самый трехсотлетний опыт – звон старинных клавесинов, бузониевская рояльная плотность, сухая страстность гульдовского туше…

То, что мечетинский Бах может быть не рутинной гравюрой из консерваторского класса, а живым воплощением тепла и любви, я знаю по давнему исполнению переложенной для фортепиано арии Schafe können sicher weiden (кстати, как раз в рождественских программах). И на этот раз нашлось подтверждение душевной и музыкантской проницательности исполнительницы – снова в обработках: Сицилианы из Ми-бемоль мажорной флейтовой сонаты, а особенно хорала Jesus bleibet meine Freude из кантаты № 147 Herz und Mund und Tat und Leben. Екатерина добилась здесь поразительного эффекта объемности, прямо-таки 3D-парения хоральной мелодии над звончатыми струями фигураций.

Казалось, после такой звуковой благости можно перейти только к шубертовской Ave Maria. Но нет, нашелся другой, не менее естественный путь – к бетховенской 31-й сонате. Одной из самых «баховских» у великого венца. Ведь и в первой ее части можно расслышать черты старинных прелюдий, где песенная мелодия украшается орнаментами-фигурациями. И в финале очевидны аллюзии с барочными ариями (эпизод Arioso dolente – почти цитата мелодии Es ist vollbracht из «Страстей по Иоанну»), а венчает дело фуга, чей окрыленный шаг, мощно ускоряющийся к концу, особенно удался Екатерине, произведя впечатление нарастающего сияния и вспышки сверхновой.

Но, между прочим, и Бетховен, как Бах, смотрел не только в прошлое, но далеко вперед. Звучала бы для нас та же 31-я так актуально, если бы в ней не было, допустим, удивительно шумановской по духу второй «карнавальной» части с ее столкновением голосов и образов, от мужиковатой «народной» пляски до бравуры концертного виртуоза, каковых во все времена принято приглашать для украшения праздника?

Будет в Екатерининой программе и Шуман, но сперва – тот, о ком подумалось еще под баховские небесные мелодии: Шуберт. Нет, не сонаты, а – чтобы не слишком утяжелять праздничную программу – 16 немецких танцев. В них ведь тоже – звездное скопление образов, выстраивающихся в мозаично-пеструю, но цельную картину, скрепленную прежде всего единым ритмом всех пьес. По сути это один из первых примеров нового (хотя не безродного, если вспомнить те же сюиты Баха или Генделя, или немецкие танцы Моцарта) жанра цикла миниатюр, конкретно – сюиты вальсов, которая получит блистательное развитие у Листа, Брамса, Равеля, Прокофьева… В этих же 16 миниатюрах, помимо их неповторимо-шубертовской окраски – всех этих нежных «венских секст» и «тирольских рулад», – поражает опять-таки дальность предслышания. Когда, не переставая быть Шубертом, гениальный Франц «угадывает» почти текстуально, например, будущие вальсы и баллады Шопена.

Да ведь и шумановский «Карнавал», которым Екатерина эффектно завершила заявленную программу вечера, на 90 процентов такая же сюита вальсов, только совсем уж, до фантастичности разнообразных – от шутейно припрыгивающего «(«Арлекин») до стремительно-порывистого («Флорестан»), от горячо-страстного («Киарина») до вздорно-шумного («Эстрелла»). Даже парочка героев, отчаянно заспорившая во время «Прогулки», делает это под звуки вальса, даже задумчивый «Шопен», воображением Шумана тоже призванный на бал, импровизирует свое музыкальное излияние на счет «раз-два-три»… Екатерина уверенно выстраивает этот парад-алле, длящийся без остановки полчаса, ни на секунду не теряя чувства ни целого, ни уникальности момента. Лишь в самом начале, в «Преамбуле» от спешки, кажется, слегка смазались контуры этого скерцо (тоже по сути вихреобразного вальса) – не исключаю, впрочем, что тут дело и в акустике Большого зала, известной своей гулкостью, хотя, конечно, столь опытный пианист, как Мечетина, должен учитывать обстоятельства подобного рода… Но может, это лишь мое субъективное впечатление – в финальном «Марше давидсбюндлеров против филистимлян», расширенно повторяющем «Преамбулу», головокружительный темп и отчетливость шли рука об руку.

После чего Екатерине осталось лишь подкрепить свой успех бисами – очаровательной «Колыбельной» Шумана и наконец явившейся, после всех шубертовских и шумановских намеков на нее, музыкой Шопена: Ми-бемоль мажорным вальсом и Ля мажорной прелюдией, которая сама – как бы воспоминание о танце.

В этот момент как было вновь не посмотреть на стену Большого зала, где за портретами Чайковского, Бетховена, Мусоргского, Шуберт, Шумана уже много десятилетий с грустью, но и надеждой смотрит на публику великий поляк. Единственный не русский и не немец, для которого сделала исключение консерватория, увидев в нем особо близкородственную душу. Сегодня справедливость этого выбора подтвердила в своей точно и прочно выстроенной программе Екатерина Мечетина.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9464
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7165
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?