Примерно половина программы сочинской Олимпиады, как это обычно бывает на зимних Играх, пройдет на склонах снежных гор вокруг поселка Красная Поляна. Очень много разговоров велось по поводу снега, но специалисты успокаивают: никаких проблем не будет.
В этом номере мы рассказываем о рабочих структурах и технических устройствах, которые обеспечат для олимпийских баталий снежный покров.
Ратраки: не так все просто
Официальное название ратрака – «снегоуплотнительная машина». Эта техника в России не производится, только в нескольких странах. Крупнейшая компания в мире, итальянская «Принот», была основана гонщиком «Формулы 1» и автоконструктором Эрнесто Принотом.
Управление ратраком на первый взгляд кажется простым. На самом деле подготовка склона – целая наука, а обучение операторов (именно так называют водителей) осуществляют специалисты из Италии. Если управлять ратраком будет неспециалист, можно запросто его поломать, и ремонт обойдется в десятки тысяч евро.
Ратраки обычно работают совместно с системами искусственного оснежения. Так что грамотная работа оператора поможет минимизировать разрушение горнолыжных трасс при резком потеплении. Если по снежной глади начинает течь вода, когда температура воздуха лишь слегка превысит нулевую отметку, значит, ратраки и системы оснежения работали неправильно.
Для равнинных трасс биатлонистов и лыжников-гонщиков используются компактные и относительно недорогие ратраки (до 10 млн рублей). Там не требуется большая мощность, но необходимы различные насадки, которые прорезают лыжни определенной конфигурации. Для подготовки горнолыжных трасс иногда ратраку приходится работать на склонах в 30 градусов и круче. Так что используют мощную технику, оснащенную лебедками. Ее цена от 15 млн рублей.
Противолавинные системы: колокол на вертолете
Для обеспечения рабочего состояния снежных склонов, а также безопасности людей и строений на весь зимний период, применяются различные системы, которые предотвращают камнепады и снежные лавины либо позволяют делать эти опасные природные явления управляемыми.
Самый простой технически способ предотвращения лавин – с помощью различных сеток из металлической проволоки либо синтетических канатов. Их устанавливают на снежную трассу, где соревнуются спортсмены, на железную или шоссейную дорогу, на жилье. Вблизи олимпийских объектов Сочи их установлено около 150.
Стационарные спецсредства направленного взрыва GAZEX: в местах, наиболее опасных с точки зрения схода лавин, устанавливают резервуары, из которых с помощью газовых баллонов в определенные моменты устраивают направленные взрывы. Это дает возможность обрушить вниз лишний снег, чтобы он не скапливался в критических количествах.
Мобильные системы направленного взрыва Daisy Bell представляют собой металлические конструкции, напоминающие по форме колокол высотой 2,5 м, диаметром 1,5 м. Систему подвешивают на очень длинном канате к вертолету и направляют в те места, где необходимо сбросить вниз по склону накопившуюся снежную массу. В нужный момент оператор производит подрыв газовой смеси, и ударное воздействие на склон приводит к принудительному спуску лавины.
Снежные пушки: работают даже в жару
Создание искусственного снега необходимо не только на случай малоснежной зимы. Искусственный снег в большинстве случаев скользит лучше натурального. Кроме того, он более предсказуем для спортсменов и сервисменов, а также изнашивается меньше натурального. В некоторых видах спорта это имеет решающее значение. Например, при нынешней системе оснежения покров получается настолько плотным, что и первый, и сотый горнолыжник едут по склону почти в равных условиях.
Большинство объектов системы искусственного оснежения, установленных в районе Красной Поляны, произведены компанией SMI (США). «Пушки» подобных систем оснежения воспроизводят природный процесс кристаллизации в результате конденсации водных паров.
На случай аномально высокой температуры для оснежения трасс используют системы, работающие при температурах до +30°С. В широкую практику горнолыжных курортов их впервые ввели в Японии в 1990-х годах, а спустя несколько лет – в Европе. Например, во время летнего сезона прямо на склонах пляжей Сен-Тропе насыпали искусственный снег, и в течение нескольких часов на нем могли соревноваться горнолыжники.
Принцип выработки снега у этих всепогодных систем иной. В морозильной камере оседающий на стенах лед непрерывно срезается фрезой и по шлангу подается наружу, где сразу насыпается на трассу либо под слой теплоизоляции. Такой снег имеет структуру не снежинок, а мелкой ледяной крошки.
Подъемники: надежнее не бывает
Все канатные дороги, установленные в Красной Поляне, достаточно современны. А одна из них относится к самому последнему поколению (3S). Таких в мире единицы. Например, Авориаз-Морзин во Франции. В Сочи острая необходимость в такой дороге возникла из-за требований безопасности. А также из-за необходимости перевозить большие грузы, например, забросить по этой дороге наверх автомобиль. Эта дорога будет одной из самых дорогих в мире. В ее кабине можно будет перевозить 3 т груза, то есть 30 человек, в то время как грузоподъемность других установленных на сочинских склонах дорог – 800–850 кг (до 10 человек). И эта система уже работает по доставке спортсменов и зрителей в лыжно-биатлонный комплекс «Лаура».
Дорога 3S использует три каната вместо одного. Она более устойчива при сильном боковом ветре. Впрочем, и остальные подъемники, установленные в Красной Поляне, достаточно надежны и безопасны. Они обеспечивают возврат кабины на станцию при любых происшествиях и авариях. Например, при отключении электроэнергии кабины движутся за счет резервных систем дизельных генераторов и других механизмов.
Работают на канатных дорогах в Сочи в основном россияне. Лишь установкой руководили французские и австрийские шефы-монтажники. Вообще надо отметить, что в России канатные дороги в ближайшие годы будут применять намного шире. Ведь это экологичный и в большинстве случаев экономичный вид транспорта. В горнолыжном комплексе «канатка» полностью окупается за пять-семь лет, а то и раньше. Кроме того, последние их поколения, как уже говорилось, стали очень надежными даже при плохих погодных условиях.