Декабрь — пора новогодних корпоративов, когда некоторые российские звезды умудряются за месяц заработать столько, сколько не зарабатывают и за год концертной деятельности. «Труд» выяснил, кто сегодня в моде и сколько придется заплатить за эксклюзивное выступление Аллы Борисовны Пугачевой.

Славной традицией устраивать новогодние корпоративные вечеринки ныне охвачены 75% российских компаний. Правда, раскошелиться на настоящий концерт с приглашенной звездой удается далеко не всем: гонорары наших артистов в последние несколько лет плавно растут и уже вышли на докризисный уровень. Найти звезду, которая согласится отыграть 40-минутную программу меньше чем за 10 тысяч евро, просто невозможно.

Впрочем, бюджеты новогодних вечеринок тоже увеличиваются. «Крупные и маленькие компании чувствуют себя хорошо, от кризиса 2008 года не осталось и следа. Вот вам и камертон — по рынку корпоративных мероприятий можно измерять состояние бизнеса: в следующем году повторения кризиса никто не ожидает», — рассказал «Труду» Табриз Шахиди, президент ЗАО «Империя музыки», одного из крупнейших на российском рынке агентств по организации корпоративов.

«Второй год лидерами продаж остаются прорывы 2011 года», — говорит Табриз Шахиди. Если год назад группа «Градусы» могла спеть за 15 тысяч евро, то сейчас просит уже от 25 тысяч. Еще больше поднялись ставки Веры Брежневой и Елки: обе певицы перешли из категории «25-40 тысяч евро» в категорию «40-80 тысяч». Взлетел спрос и на последний состав группы «ВИА Гра»: сработало недавнее объявление ее продюсера Константина Меладзе о закрытии проекта, оказавшееся (как и предполагал «Труд») пиар-ходом.

В диапазоне «40-80 тысяч евро» также выступают Григорий Лепс, Елена Ваенга, Стас Михайлов, Филипп Киркоров. Правда, в декабре их гонорары могут подняться в несколько раз. Как говорит управляющий партнер агентства «Ру-концерт» Кирилл Чибисов, эти звезды хотят зарабатывать много, но не мельчить с концертами, как делают иные (например, «Приключения Электроников» за одну недавнюю новогоднюю ночь умудрились засветиться в 10 местах и попали в Книгу рекордов), а отработать всего пару раз, но по-крупному. В горячую пору елок Ваенга и Михайлов могут запросить до 200 тысяч евро, а Киркоров даже до 500. 250 тысяч просит и Примадонна. Алла Борисовна все-таки иногда нарушает свое обещание прекратить петь, но только на суперэксклюзивных вечеринках и дает слово, что больше пяти песен не исполнит.

Впрочем, с большинством звезд всегда можно договориться о каких-то дополнительных условиях. Например, однажды Николая Баскова позвали на свадьбу, где он должен был петь, облачившись в: женскую одежду. «Бас-ков, конечно, сопротивлялся, но потом попросил больше денег, и ничего: переоделся, спел», — рассказал Чибисов.

Пяти-, а то и десятикратный скачок скачок цен перед Новым годом — сугубо российское явление, с зарубежными артистами такого просто не может быть, утверждает Кирилл. Отсюда новый всплеск моды на западных звезд, в том числе таких ветеранов, как Boney M, Тото Кутуньо, Ricchi e Poveri. Их диапазон цен — от 20 до 40 тысяч евро — не зависит от времени года или кошелька клиента. «Зарубежные исполнители и работают почти всегда лучше наших, — считает Чибисов. — Без фанеры, не заламывая странных пунктов в райдере. Им без разницы, к кому ехать — к Дерипаске, Потанину или просто к кому-то на кухню петь. После еще и автографы раздадут, и пофоткаются на память. А закажете каких-нибудь «иванушек» по той же цене, и получите трех спившихся чуваков, которые час будут плясать под фанеру, а потом побыстрее сбегут и никому даже не улыбнутся».

Конечно, у западных звезд первого эшелона причуд не меньше, чем у отечественных. Раньше на новогодние корпоративы в Россию охотно приезжали Рианна, Кристина Агилера и Кэти Пэрри, но теперь их зовут реже. Причина банальна: гонорар — от миллиона евро. А у некоторых жесткими оказываются и дополнительные требования. Так, популярная у нас Мадонна добавила в свой российский райдер специальный пункт: не поет там, где гости — люди, близкие к Кремлю и правительству.

Зато входят в моду вечеринки с кавер-группами, исполняющими за мировых звезд их хиты: по качеству выступлений это, как правило, ничуть не хуже, а по цене — на порядок-два ниже. «Время, когда все мерялись понтами, далеко позади, — подытожил Табриз Шахиди. — Чтобы получить эстетическое наслаждение и послушать хорошую музыку, не обязательно приглашать Мадонну».

Правда, переживать за наших и заграничных звезд не стоит. Если в России у них работы и стало меньше, то, например, в Казахстане их популярность только набирает обороты, и той же Мадонне за корпоратив в Астане готовы заплатить куда больше, чем в Москве. Понты сохранились, просто чуть сместились на восток.