О проблемах энергии ветра рассказывает Борис Затопляев, президент Калининградской ассоциации энергосбережения, почетный член Российской ассоциации ветроиндустрии.
— В Калининградской области — самый мощный в стране ветропарк. Сейчас суммарная мощность ветряков в Куликово — 5,1 мегаватта. Много или мало?
— Такой мощности хватит, например, чтобы обеспечивать электричеством три сотни однокомнатных квартир. Есть и другие цифры. За первые 10 лет Куликовская ВЭС выдала более 35 млн.
Вместе с тем эффективность Куликовской ВЭС могла бы быть намного выше. В
Но калининградский опыт — при всех минусах — показал жизнеспособность ветроэнергетики в российских условиях. Близость к Европе, возможность создания в нашем регионе ВЭС суммарной мощностью до 200 МВт даже без серьезных инвестиций в сетевую инфраструктуру говорят о том, что именно здесь нужно «заваривать кашу».
— Не поставит ли строящаяся Балтийская АЭС окончательный крест на развитии ветроэнергетики в нашем регионе? По расчетам, она с лихвой покроет потребности области. Еще и на сторону продавать сможем.
— Рано или поздно без атомной энергии человечество просто не сможет существовать. Однако ветропарки могут быть заметным подспорьем. К примеру, в сетях нашей энергосистемы очень большие потери, одни из самых высоких в стране. Их можно было бы снизить путем установки ветрогенерации на «хвостах» линий электропередачи. Потоки в сторону потребителей таким образом снижаются, меньше и расход топлива на станциях, выбросы СО2. За счет аккумулирования ветроэнергии можно снизить расход газа на теплоснабжение и горячее водоснабжение.
Что касается сосуществования с АЭС, я убежден: одно другому не мешает. Развитие возобновляемой энергетики (ВИЭ) связано с ее неистощимостью и экологической чистотой, а это — здоровье людей. Кроме того, традиционные энергоустановки весьма уязвимы с военной точки зрения. Установки же возобновляемой энергетики по живучести превосходят все остальные.