Сексолог Агарков Сергей Тихонович специально для AIF.RU прочитал лекцию о том, как правильно рассказать детям про секс, почему детей нельзя обманывать и какие источники информации ребенок использует при познании мира.
- Отношение к детской сексуальности в течение 100 лет менялось диаметрально. Великий Фрейд был первым, кто сказал, что ребенок рождается наделенный детской младенческой сексуальностью. Если эти потребности не насыщаются, то он вырастает в дальнейшем больным психически. Это мнение произвело взрыв общественного мнения. Все дальнейшие психологические теории являли собой нахождение компромисса между тем, что считать детской сексуальностью, каков ребенок, и как сделать так, чтоб ему было хорошо.
Конечно, Фрейд не имел в виду, что ребенок наделен влечением, страстями. Но у него, как только он начинает говорить и до подросткового взрыва, складывается картина мира. И от того, какой она складывается, будут зависеть те правила, по которым он в это мире будет жить.
Детей очень рано начинают интересовать эти вопросы. Явный интерес к противоположному полу многие отмечают с 3-летнего возраста. Те, кто себя помнит, а помнит себя человек, как правило, с 3 лет, рассказывают, что они испытывали интерес к противоположному полу. Правда, коварные психологи сказали, что человек, вспоминая раннее детство - до 5 лет (3-4-5 лет), очень часто эти воспоминания сам себе придумывает. Период до 3-х лет - это более позднее время, которое наложилось на первые смутные воспоминания. Происходит возрастная сдвижка, своеобразная машина времени в восприятии себя раннего.
В возрасте 3 лет ребенок начинает проявлять интерес к различию в строении мальчиков, девочек. Его интересует процесс мочеиспускания и другие вещи. У ребенка в 4 года проявляется интерес к родителю противоположного пола, особенно у мальчиков по отношению к маме. Они стремятся оказаться рядом, когда она переодевается, чтобы увидеть, как она устроена. И человек к 4 годам, маленький ребенок, должен понимать, что есть мужчины и женщины, и что он представитель конкретного пола. Этим и определяется вся этика отношения с ребенком, то есть, к этому времени ребенок должен научиться отличать мужчин от женщин и решить для себя окончательно, на всю жизнь необратимо – кто он: мальчик, девочка. То есть будущий мужчина или будущая женщина.
Вопросы о том, когда появляются дети, откуда они берутся, как устроены - впервые появляются в 4-5 лет. То есть, когда он может не только говорить предложениями, но может составить и передать коротенький рассказ. Это совпадает с тем, что он может придумать какую-то историю, или пересказать коротко и связно какую-то сказку. И сразу же она заполняется определенным контекстом.
Откуда я взялся?
Что требуется от родителей, когда они слышат этот вопрос? Вот самый главный принцип – никогда не врать ребенку. Среди интеллигенции существует такое мнение, что ребенок нуждается в сказке, что реальную жизнь он все равно постичь не может, поэтому ему нужна красивая обертка по отношению к реальным отношениям, и тогда он в будущем когда-нибудь сам поймет, доживет. То есть, ребенок должен верить, что Дед Мороз существует, ребенок должен верить, что его аист принес, или эльфы, или, что он какого-то необычного происхождения. На самом деле то, что касается ответа на вопрос «Откуда я взялся?», то тут необходима определенная полтика: конкретный вопрос – конкретный ответ.
И для ребенка, когда он спрашивает: «Откуда я взялся?», единственно правильный ответ: «Я тебя родила!» или «Мы с отцом тебя родили». Все остальное – это могут быть сказки. Но то, что касается реальности, это основа возникновения диалога. Потому что, если ребенок начинает чувствовать, что ему рассказывают сказки, а эти критические возможности появляются лет в 5-6 или чуть позже, он перестает к родителю обращаться, как к источнику информации. С ним можно говорить о чем угодно, и он никогда не будет воспринимать эту информацию как достоверную. Он будет ориентироваться на информацию, получаемую их других источников.
Слава Богу, что дети социальны, слава Богу, что есть детские сообщества, начиная от дворового и кончая детским садиком, в котором дети разновозрастные, и в котором могут этот процесс рассказать. Ребенок в старшей группе детского сада постигает простую истину - что все люди живут половой жизнью, что от половой жизни рождаются дети, что он в этой жизни будет играть роль отца ими матери, мужчины или женщины, что половая жизнь связана с удовольствием, она является секретом взрослых, которым они не хотят делиться с детьми, и в половой жизни существуют какие-то необычные ситуации. Вот этот комплекс ребенок, который ходит в группу детского сада – до школы узнает. Ребенок, который изолирован, что сегодня происходит часто - особняки, заборы, охрана и минимум контактов, такой ребенок постигает и общается только со взрослыми.
Он эти истины постигнет в первых классах школы.Говорят, что это знание драматично. На самом деле ребенок просто принимает мир таким, каким его пересказали, и дальше он получает очень большую информацию, это самая главная информация, именно на грани 5-6-7 лет, то есть тогда, когда у него складывается представление о том, как рождаются дети. Как правило, получая вопросы, он использует на них ответы, он использует родителей и взрослых в качестве экспертов. То есть он на них оттачивает информацию и, заодно, проверяет родителей «на вшивость», то есть, врут они или нет. И если он чувствует, что они смущаются, если чувствует, что они дают ему искаженную информацию, он получает почти садистическое удовольствие и начинает мучить их этими вопросами.
То есть, эти вопросы бесконечны, они парадоксальны, он быстро находит логические противоречия. И если родители на каком-то этапе, в 5-6 лет сказали: «Ну, ладно, ты взрослый, тогда давай говорить с тобой как со взрослым», то они исправили свою ошибку, но в дальнейшем ребенок не прибегает к их услугам. Собственно говоря, теперь все тексты, которые они произносят - проходят мимо. Ребенок вычеркивает родителей из списков достоверной информации. Также, как мы в интернете, не читаем сайты сомнительного содержания или не читаем желтую прессу, потому что считаем, что она несет искаженную, скандальную информацию о мире. Или иногда читаем, но ставим определенные фильтры.
Лекцию читал Сергей Огарков, специально для «Аргументов и Фактов».