- Леонид Иванович, в чем, по-вашему, истоки конфликта в Керченском проливе?
- Не сомневаюсь, что заявления российской стороны о необходимости защитить дамбой таманские берега от разрушения обоснованны. Вопрос о таком строительстве ставился еще в начале 70-х годов, когда я работал в системе объединения "Керчьпром", поэтому знаю ситуацию не понаслышке. Но, думаю, были и другие резоны. Надеюсь, дамба ускорит и переведет наконец в практическую плоскость давно назревшую реализацию проекта соединения Крыма и Кубани мостом через Керченский пролив. Не исключаю, что в ситуации с Тузлой Москва решила проверить реакцию и Киева, и Запада на стремление России защитить свои южные порты от возможного негативного развития событий в Азовском море после вступления Украины в НАТО.
- Не маниловские ли это мечты - построить транспортный переход через Керченский пролив? Немцы-то 60 лет назад уже брались за такое строительство. Не вышло. В сороковые годы уже мы взялись за это дело. И тоже без успеха.
- В 1999 году мэр Москвы Юрий Лужков первым заявил о необходимости строительства такого моста. И в геополитическом, и в социально-экономическом плане мост через пролив необходим нашим народам. Я тогда возглавлял Верховный Совет Крыма и однозначно поддержал Лужкова. Мы с ним перебрали многие варианты. Сегодняшняя кубанская дамба к острову Коса Тузла - это воплощение одной из наших идей. Было даже создано ЗАО "Керченский мост", в котором участвовали три правительства - Москвы, Краснодарского края и Крыма, с соотношением уставного капитала соответственно 51, 24 и 25 % . Крымчанам предстояло проложить маленький "Ла-Манш" - тоннель до Тузлы, а российской стороне - наземную и надводную части мостового перехода. Предварительная стоимость объекта оценивается в 1,2 миллиарда долларов. В 2001 году мы встретились, как говорится, на троих: Юрий Лужков, губернатор Краснодарского края Александр Ткачев, тоже ярый сторонник строительства транспортной артерии через Керченский пролив, и я. Не только подписали соответствующие документы, но и заложили капсулу, поставили памятник в районе нынешней паромной переправы как символ будущего строительства "моста украинско-российской дружбы". МИД Украины тогда обвинил меня в том, что руководство Крыма превышает-де свои полномочия.
Что же касается неудачных попыток в сороковые годы построить переход через пролив, то за минувшие десятилетия технологии шагнули так далеко, что сегодня этот проект можно реализовать запросто, были б деньги.
-Посредством моста планировалось организовать не только автомобильное, но и железнодорожное сообщение?
- Транспортный переход "Керченский мост" может сократить путь с юга России в Европу на 500 километров. Через него можно провести в Крым нефте- и газопроводы. Просчитывалась даже прокладка водовода.
- Водопровод-то для чего?
-Так ведь своей воды на Керченском полуострове практически нет, вся восточная часть Крыма пьет днепровскую воду. Какой она стала после чернобыльской трагедии, вы знаете. А на Кубани чистой воды достаточно.
- Рассматривалась ли проблема строительства Керченского моста на высшем уровне?
- Во время встречи президентов Владимира Путина и Леонида Кучмы в Днепропетровске туда был срочно вызван Юрий Лужков. Мэр Москвы доложил президентам об идее строительства, его характере, возможном варианте финансирования. Главы государств замысел одобрили, дали соответствующие поручения правительствам. По крайней мере кабинет министров Украины, насколько я знаю, сделал все, чтобы торпедировать это решение.
- Где же пройдет граница, если идея строительства моста получит теперь второе дыхание?
- Пройдет там, где решат обе стороны.
Беседу вел