Единственный выживший после падения Як-42 под Ярославлем инженер Александр Сизов почувствовал еще при взлете, что все идет не так. О том, как все произошло, он впервые рассказал публично.
37 дней минуло после авиакатастрофы, унесшей жизни 45 человек, в том числе хоккейной команды «Локомотив». В воскресенье, 16 октября, в Ярославле пройдет траурный концерт в память о погибших. Единственный, кто был на борту Як-42 и выжил, только на днях смог рассказать о том, что пережил.
Александр Сизов посвятил всю свою жизнь авиации. Правда, он оказался не борт-инженером, как его называли в СМИ, а инженером по эксплуатации самолета Як-42 — это человек, который обслуживает борт на земле, но не находится в кабине пилота во время полета. В тот день он сидел в салоне вместе со всеми пассажирами — в последнем ряду справа. По его признанию, он не был пристегнут во время падения, может, именно поэтому и остался жив.
Александр Сизов получил многочисленные переломы и ожоги. Сейчас врачи института имени Склифосовского характеризуют его состояние как стабильное и готовят к выписке. С ним по-прежнему работают психологи.
По словам Александра Сизова, он отчетливо помнит, как падал лайнер. Самолет начал разгон. «Через какое-то время пассажиры стали волноваться, почему не взлетаем. Немного времени прошло, я понял, что по грунту идем», — рассказал Александр Сизов съемочной группе Первого канала. Оторвавшись от земли, Як-42 начал заваливаться. «И я понял: сейчас мы разобьемся», — вспоминает он.
Последнее, что сохранила его память, — это сильный удар: вся правая сторона оказалась переломана. Он очнулся уже в воде. Все, что было дальше, ему рассказали полицейские: о том, как он, раненый, пытался спасти своего коллегу из огня, из-за чего и получил сильнейшие ожоги. Пассажиры и экипаж знали друг друга хорошо и давно летали вместе. «Экипаж только на этом самолете летал, и я только на этом самолете работал все последние годы», — рассказывает Александр Сизов.
Инженер также опроверг версию о конфликте в коллективе. Ранее в прессе выдвигалась догадка, что причиной крушения Як-42 могло стать соперничество пилотов и как следствие — несогласованность в действиях: пока один пилот пытался набрать нужную для взлета скорость, второй нажал на тормоза. В результате самолет проехал 3 километра взлетно-посадочной полосы, затем еще 400 метров по грунту. После взлета он задел мачту радиомаяка. Это было лишь следствием падения, а не его причиной, как считали ранее. По словам Александра Сизова, отношения внутри коллектива были очень хорошие, все были друзьями.
Межгосударственный авиационный комитет (МАК) вместе с Летно-испытательным институтом имени Громова на этой неделе начал проводить летные эксперименты. Цель — воспроизвести картину взлета и повторить действия экипажа Як-42 7 сентября в аэропорту Туношна под Ярославлем. Результаты экспериментов держатся в секрете, известно только, что отрабатывается версия с торможением на взлете.
Экспертам МАК Александр Сизов рассказал обо всех запомнившихся деталях катастрофы. Врачи говорят, что он тяжело переживает случившееся, поначалу избегал общения. Сейчас ждет возвращения домой. О своем спасении он говорит как о чуде, благодарит жену и семью за то, что помогли пережить шок и боль. «Профессию я не буду менять, потому что очень много отдал ей. Возможно, только летать не буду», — говорит Сизов.