В Москву нагрянул Теодор Курентзис со своим хором musicAeterna. То есть не так уж и «нагрянул»: его приезд значился в анонсах «Российской креативной недели» – фестиваля творчества и социальных инициатив, проводимого «Роскультцентром», Фондом президентских грантов и прочими организациями. Но никаких подробностей визита не раскрывалось, и, если честно, в нынешней ситуации пришедшее в почту сообщение показалось ошибкой.
Выяснилось – не ошибка. Правда, на сам фестиваль в Парке Горького я так и не аккредитовался, не очень поверив в его реальность. Реальность заставила поверить в себя сама – в пятницу на почту вновь пришло сообщение, на этот раз уже адресное: Теодор Курентзис зовет друзей на импровизированный концерт в Кафедральном (католическом) соборе святого непорочного зачатия Девы Марии. По сути – генеральную репетицию выступления на фестивале.
Время концерта дирижер выбрал свое коронное – давно приучил публику, что в общепринятые семь или восемь часов вечера его душа не готова к полету в мистические музыкальные сферы. В письме звали к 23.30, но реально все началось в полночь. Как и положено чудесам.
Собственно, ничего нового я в эту ночь не услышал. Все эти произведения – и странно похожие на современную балканскую этническую музыку песнопения гениальной немецкой монахини-композитора XII века Хильдегарды Бингенской, и хрустально-диссонантный Lux aeterna венгерского авангардиста ХХ века Дьердя Лигети, и фантазию современного норвежца Кнута Нюстедта Immortal Bach на тему знаменитой баховской песни Komm, süßer Tod, и словно переведенную с журавлиного языка на музыкальный композицию Salve Regina нашего соотечественника Алексея Ретинского – Курентзис уже исполнял. В том числе здесь же, в католическом соборе с его неожиданно аутентичным посреди российской столицы средневековым европейским колоритом и изумительной «хоровой» акустикой. Но именно магия затененного почти до полной темноты соборного пространства, фирменный курентзисовский ритуал прохода исполнителей в монашеских одеждах со свечами и, конечно, замечательная, не меркнущая от любого количества повторений музыка захватили полностью.
Может быть, иногда, мне казалось, в интонационном строе голосов промелькивали микроскопические отклонения от идеала – но меня они абсолютно не напрягали, как не напрягает легкий шорох чуть запылившейся виниловой пластинки, в котором – прелесть возрождения звука после затворничества. И то сказать: жизнь у коллектива последний год – сплошные испытания: сперва вынужденный отъезд из Перми, где musicAeterna все чаще наталкивалась на жесткие углы местной ситуации, потом непростое обустройство в петербургском Доме радио, наконец общая беда – пандемия, надолго лишившая артистов репетиций и концертов. Если не ошибаюсь, нынешнее событие – вообще первый выезд коллектива из нового, только-только обжитого им дома.
Для самих музыкантов это долгожданная работа. А для нас – случай убедиться, что и в нынешнюю трудную пору уникальная musicAeterna и ее удивительный руководитель по-прежнему с нами.
Вновь, на этот раз уже в классическом концертном пространстве Большого зала Московской консерватории, курентзисовский ансамбль выступит 3 октября. И это уже будет не экспромт, а давно обещанное исполнение самого знаменитого хорового произведения Альфреда Шнитке – концерта на слова армянского поэта Х века Григора Нарекаци. Теодор со своими подопечными должны были представить его в Москве 26 апреля, но то оказалась самая тяжелая полоса пандемии. Дай бог, чтобы грядущее исполнение обозначило собой выход из кризиса.