Напомним, в марте сын архитектора и художник Виктор Константинович Мельников собрал журналистов и объявил: пропали все документы, подтверждающие его право собственности на дом. Мельников высказал подозрение, что бумаги присвоил один из членов семьи.
Опасаясь, как бы памятник не продали какому-нибудь новому русскому, которому наплевать на уникальность сооружения, Виктор Константинович объявил о своем решении передать родовое гнездо в дар государству. Мы решили узнать, какое продолжение получило это громкое заявление.
- Главный архитектор Москвы распорядился узнать, что происходит с особняком и документами на него, - рассказывает нашему корреспонденту Виктор Константинович. - Мне чиновники по телефону звонили несколько раз, вот и все. А пока приходится судиться с дочкой, которая захотела продать "родовое гнездо". Это должно уладиться каким-то благородным образом. Она же моя любимая дочка.
Сотрудник управления по охране памятников Москомнаследия Наталья Голубкова курирует дом Мельникова и знает о нем чуть ли не больше наследников знаменитого архитектора. Наталья Владимировна напоминает, что Виктору Константиновичу принадлежит только половина особняка. Ныне покойная сестра художника Людмила Константиновна еще десять лет назад передала свою часть музею архитектуры. Однако забрать этот дар оказалось непросто: непонятно, как можно поделить уникальное сооружение - вдоль, поперек или еще каким-то другим образом.
Виктор Константинович, говоря о передаче своей части дома государству, в отличие от сестры обставляет это решение рядом условий. Во-первых, он требует организовать "Музей отца и сына Мельниковых". Даже при том, что Виктор Мельников, бесспорно, хороший, интересный художник, все же он и его отец - величины несоразмерные. Кроме того, отдавая дом формально, Мельников хочет по-прежнему в нем проживать.
Как вспоминает Голубкова, в 1988 году город предлагал Мельниковым восемь квартир в обмен на принадлежащий им особняк. Тогда они не согласились. Виктор Константинович хочет передать памятник только в федеральную собственность, а не в городскую. Но у государственных структур сейчас нет возможности раздавать квартиры.
Чиновники опровергают утверждение многих СМИ, что дом Мельникова находится в плачевном состоянии и готов рухнуть. Наталья Голубкова напомнила: в 1996 году на средства города была проведена полная реставрация здания. А кроме того, гениальность архитектора проявилась и в том, что дом очень устойчив, ведь проектировался он для сейсмически опасных районов.
- Когда встал вопрос о выделении площадки под строительство, - рассказывает Наталья Владимировна, - Мельникову предложили участок, где еще в XIX веке отмечались подвижки почвы, провалы. Дом, который стоял на этом месте прежде, развалился как раз в результате этих провалов. Мельников участок взял и построил здание просто на земле, без фундамента, поэтому оно, не разрушаясь, колеблется вместе с грунтом. И даже может "переползать" с места на место.
По мнению нашей собеседницы, новое строительство вокруг дома Мельникова, с которым пришлось безуспешно бороться несколько лет, не смогло кардинально навредить архитектурному памятнику. Не исключено, что стоящие вокруг новоделы со временем разрушатся от процессов, происходящих в земной коре на этом участке, а этот особняк устоит.
Пока внутри и вокруг знаменитого дома кипят страсти, каждый день приходят и приезжают к нему люди, которых влечет неподдельный интерес к творчеству архитектора Константина Мельникова. Они заглядывают в щели забора, чтобы увидеть знакомый по фотографиям и чертежам особняк. И уж совсем неосуществимой остается мечта осмотреть уникальное сооружение изнутри.