За сдачу в утиль старой машины российским автолюбителям дадут по 50 тысяч рублей. Однако подержать в руках деньги не удастся. Выдавать их будут в виде сертификатов, которыми можно расплатиться при покупке нового автомобиля, произведенного на территории страны.
Министерство промышленности и торговли обнародовало предварительную версию программы по созданию системы утилизации автотранспорта. Согласно проекту россияне, как и большинство европейцев, смогут сдать старую машину и получить компенсацию. Одновременно это и способ поддержать отечественный автопром: ожидается, что выданные за рухлядь деньги автолюбители потратят на новые машины.
Под программу подпадают все легковые и коммерческие автомобили отечественного и зарубежного производства старше 10 лет и массой не более 3,5 т. Важно, чтобы автомобиль был на ходу и зарегистрирован на последнего владельца не менее года. За сдачу в утиль старья министерство предлагает выдавать 50 тысяч рублей. Но не наличными. Эквивалентом этой суммы будет служить специальная бумага — сертификат. Правда, кто будет выдавать сертификат и как его дальше использовать, пока неясно. Как рассказал «Труду» исполнительный директор Объединения автопроизводителей России Игорь Коровкин, рабочая группа при
Первая схема: автовладелец выбирает дилера, у которого он хочет купить новую машину. Снимает транспортное средство с учета, сдает утиль дилеру, там же получает сертификат, который дает право на скидку на 50 тысяч рублей. А потом при покупке отдает бумагу.
Вторая схема более хлопотная. Нужно снять машину с учета, потом самому найти фирму по утилизации, сдать машину и получить сертификат, а затем с документом обращаться к дилеру.
«Пилотный» проект запустят в начале года в Москве и области, Питере, Самаре и Нижнем Новгороде. Если старт пройдет успешно, программа заработает по всей стране.
Бумаги по дешевке
Обналичить сертификаты нельзя. Их можно потратить только на покупку новой машины, причем исключительно отечественного производства (включая иномарки, собираемые в России). Но сертификат можно будет продать на черном рынке. Ведь не все захотят покупать машины (здоровье перестало позволять рулить или содержание транспорта стало не по карману). И не все пожелают приобрести российсикую машину. На этот шаг пойдут те россияне, чьи машины стоят дешевле 50 тысяч. Поэтому сертификаты на скидку будут продаваться по 25–35 тысяч рублей. Если купить древнюю машину сейчас (автомобили
Продажи вырастут
На программу выделят порядка 10 млрд. рублей, но на какой срок, пока непонятно. «Сколько дадут денег, столько она и будет длиться», — смеется Игорь Коровкин. Мера оживит отечественный автопром. Если к ней приплюсовать льготные кредиты на авто, собранные в России, которые недавно стали выдавать, то можно ожидать всплеска продаж. Правда, пока неясно, как надолго. «10 миллиардов — это 200 тысяч утилизированных машин. Если народ с энтузиазмом примет предложение, финансы закончатся через месяц. В Англии, например, за первые три месяца работы в утиль сдали 150 тысяч автомобилей», — поясняет Коровкин.
Куда утиль?
Неизвестно также, что будут делать со старыми машинами. Будут ли создаваться специальные фирмы по утилизации, которые будут разбирать машины на запчасти или сдавать их в металлолом, или дилеры просто вывезут рухлядь на «автомобильные кладбища» — и дело с концом? Ответа пока нет. По словам аналитика консалтинговой компании «ФИНАМ» Дмитрия Баранова, инфраструктуры для уничтожения машин пока нет. «Понятно только, что автомобиль будет полностью разобран, некоторые детали будут использованы вторично, другие переплавлены или перемолоты», — резюмирует Баранов. l
Заграничный креатив
Одной из наиболее эффективных мер стимулирования продаж новых автомобилей по всему миру стало введение утилизационных премий. Подобные меры в Германии только в июне увеличили продажи новых машин на 40%.
Премии выдают в 12 европейских странах. В Германии владельцу автомобиля старше 9 лет, который приобретает новую (не старше одного года), более экологичную машину, правительство выплачивает 2500 евро. Аналогичные программы набирают оборот в Японии и США. Утилизационные премии существуют также в Испании (2000 евро), Португалии (1000–1200 евро), Голландии (750–1750 евро), Люксембурге (1500–1750 евро),