ЗАИКАНИЕ ИЛИ ЗАПИНКИ
Заикание - это нарушение темпа, ритма и плавности речи. Механизмы этого расстройства различны. Чтобы выявить его причины и форму, необходимо комплексное обследование - медицинское, логопедическое, психологическое. Причины, связанные с наследственностью или судорогами, устранит врач. А вот при невротических запинках от родителей зависит не меньше, чем от доктора.
Запинки - нарушение ритма речи несудорожного эмоционального характера. Поводом к их возникновению может быть испуг или длительный стресс. При этом внешняя причина всегда находится в неразрывной связи с внутренними факторами. Гроза или лай собаки, из-за которых дети нередко начинают запинаться, - всего лишь пусковой механизм. Все дело в тревожности, повышенной возбудимости, то есть в особенностях нервной системы. Один, слегка уколовшись, и руку отдернет не сильно, а другой бурно среагирует, едва завидев иголку. Громкий собачий лай тоже испугает не каждого.
ПРОФИЛАКТИКА
По мнению психологов, предпосылками для нарушения речи у детей являются неуверенность в себе и невротические реакции в виде различных страхов. А родители подчас невольно усугубляют состояние малыша, стараясь его постоянно оберегать: "Он и так нервный, всего боится". "Такое отношение формирует комплексы, - объясняет психолог Людмила Аншакова, - которые при испуге могут проявиться заиканием". Чтобы тревога не закреплялась, не заостряйте на ней детское внимание. Речь должна восприниматься как нечто легкое и непринужденное. А чтобы этого достичь, родителям стоит принять особенности языка ребенка.
И конечно, семейная обстановка должна быть доброжелательной и спокойной, а речь мамы и папы - неторопливой, правильной и отчетливой. Подражая вам, малыш научится произносить слова не спеша, негромко, выразительно. Вредно говорить на вдохе, захлебываясь и задыхаясь.
Очень важно не пропустить первые проявления заикания. Если ребенок внезапно замолкает и довольно долго отказывается говорить, вынужденно останавливается в середине слова или фразы, добавляет перед словами лишние звуки (например "а", "и"), это тревожный признак.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Повторение слогов, букв и слов ("м-м-мама пошла, пошла, пошла...") в раннем возрасте - чаще всего результат несоответствия внутренней и внешней речи, проще говоря, слова не успевают за мыслями. "Происходит это потому, что артикулярный аппарат только формируется. Запинки - защитный механизм, предохраняющий от психотравмы. Ведь иначе ребенок не сможет высказать мысль", - рассказывает Людмила Аншакова.
Как же помочь? Прежде всего не заостряйте внимание на ошибках малыша. Просьба "не торопись" неуместна, в этом случае малыш начинает переживать. "Скажите трудное слово вместе с ним, а еще лучше - пропойте, - советует психоаналитик Института психологии РАН Татьяна Ребеко. - А затем со словом можно поиграть, по-разному его произнося и по-разному артикулируя при этом".
В этом случае родители также не должны делать подростку замечаний по поводу конкретных недостатков речи, чтобы он на них не фиксировался. Нужно помочь сыну или дочери расширить кругозор при помощи семейного чтения. Ведь чем больше человек знает, тем легче ему формулировать мысли. "В этом возрасте полезно поиграть не со словом, а со стилем, - советует Татьяна Ребеко. - Когда меняется стиль изложения, рассказ становится менее эмоциональным, тогда и говорить легче".
Если замечаете, что от первого лица подростку историю пересказать сложно, предложите передать ее от третьего лица - от имени знакомого или постороннего человека. А в другой раз можно попросить рассказать с конца или с середины.
СКОРРЕКТИРОВАТЬ КОМПЛЕКСЫ
Прежде всего необходимо выяснить, что или кто вызывает у ребенка или подростка нервное напряжение. Подумайте, какие комплексы, проблемы возникли незадолго до нарушения речи, и постепенно постарайтесь их скорректировать. Возможно, причина кроется в раздражении из-за неудач. Иногда, если что-то сразу не получилось (например научиться плаванию или освоить велосипед), возникает комплекс ложного стыда. Тогда ребенок вообще отказывается кататься и плавать. А ведь зафиксировать этот комплекс можно лишь одной язвительной фразой.
Взрослому не всегда удается вовремя заметить скрытую тревогу, беспокойство сына или дочери. Стоит внимательнее наб-людать за поведением детей. Если ребенок боится темноты, включайте в комнате ночник. Если не хочет оставаться один в помещении, вместе обойдите углы, загляните под диван - покажите, что бояться некого и нечего. А насмешки и наказания только усилят чувство страха.
Очень важно исключить из лексики само слово "заикание", тем более в присутствии ребенка. Лучше говорить "индивидуальные особенности", "речевые особенности".
Разговор с детьми должен быть размеренным, плавным, на пониженных тонах. Старайтесь периодически заменять речь пением: "Давай поиграем! Сегодня мы поем на одну мелодию, а завтра - на другую". "Заикание свидетельствует о плохой коммуникации между правым и левым полушариями мозга, - рассказывает Татьяна Ребеко. - Правое отвечает за мелодику речи, а левое - за конкретные слова". Пение помогает наладить эту коммуникацию. Восстановлению речевого ритма способствует разучивание и декламирование стихов.
Регулировать дыхание, чтобы во время речи оно не сбивалось, помогают специальные упражнения.
* Сделать глубокий вдох и выдыхать воздух не весь сразу, а частями, отрывисто.
* Сбивать дыхание с ритма. Упражнение лучше делать под душем. Во время вдоха надавите руками на грудь и спину ребенка, сбивая ритм, затем отпустите. Делайте 3-5 минут 2-3 раза в день.
* "Говорить не говоря". Предложите ребенку представить себя Русалочкой, которая потеряла голос. Она не немая, ее просто не слышно. Сядьте друг напротив друга, откройте книгу и вместе начните пересказывать ее внутренним голосом, без звука. "При этом можно открывать рот, использовать мимику, но не надо помогать себе жестами", - объясняет Людмила Аншакова.
Любое эмоциональное расстройство может спровоцировать возвращение запинок. Конечно, дома не фиксироваться на них гораздо проще, чем в детском коллективе. Но главное - научить ребенка уверенности в себе. Он должен понимать, что погрешности произношения не порок, а индивидуальная особенность, и объяснить это сверстникам. В школе можно сказать: "Я делаю это специально. Все говорят одинаково, а я по-другому".
И не акцентируйте внимание на том, что ребенок стал говорить лучше. Раньше у него тоже все было в норме, как и теперь.