- Сергей Александрович, "Курганмашзавод" - предприятие оборонное, а убыточных предприятий в "оборонке" все еще немало. В чем специфика ваших проблем?
- "Курганмашзавод" - одна из опор ВПК России. Это единственное предприятие в стране, которое рассчитано на выпуск БМП как составляющей системы вооружения сухопутных войск. Поэтому, если "Курганмашзавод" окончательно обанкротится и прекратит свое существование, наша армия может остаться без современных боевых машин пехоты. Ситуация просто немыслимая.
- Но ведь предприятие не простаивает. Почему же такие пессимистические оценки?
- Да, ситуация неоднозначная. С одной стороны, "Курганмашзавод" действительно обеспечен большим количеством заказов. Это и госзаказ, и солидные экспортные поставки. Незагруженности производства, которая была у завода раньше, нет. Тем не менее он работает с убытками.
Дело в том, что нам необходима срочная перестройка внутренней организации работы. Сегодня невозможно работать по старинке, а предприятие словно застыло в том состоянии, в котором оно было лет 15 назад. На "Курганмашзаводе" отсутствует чисто экономический, рыночный подход к эффективному управлению бизнес-процессами.
- Но ведь "Курганмашзавод" - акционерное общество. Что мешает хозяевам самим справиться с внутренними проблемами?
- Владельцем основного пакета акций является компания "Сибур". И нынешняя ситуация наталкивает на мысль о безразличии "Сибура" к состоянию предприятия. Все вроде движется потихоньку. Не мешает завод хозяевам, и дела до него нет. Поскольку это предприятие оборонное, оно для нефтяного холдинга - актив непрофильный.
В течение последних двух-трех лет убытки у нас многомиллионные. Кстати, зная о таком тяжелом положении, "Сибур", имеющий многомиллиардный годовой оборот, все никак не найдет времени рассчитаться по 250-миллионному долгу перед "Курганмашзаводом". А предприятие между тем остро нуждается в поддержке.
Если не будет внедрена эффективная система управления производством, если не исчезнут причины нынешних убытков, завод понесет еще большие финансовые потери. В свою очередь это может привести к его реальному банкротству.
- Тогда владельцы могут просто избавиться от убыточного актива, и предприятие, продукция которого имеет важное оборонное значение, перейдет вообще неизвестно в чьи руки.
- Вы правы, в случае банкротства "Курганмашзавод" наверняка будет продан. Хотя, должен сказать, правительство следит за тем, чтобы оборонные предприятия не уходили, как вы говорите, в "неизвестно чьи руки".
Крайне важной для нас является и позиция местных властей. Но, к сожалению, руководство Курганской области до сих пор пассивно относится к ситуации, несмотря на то, что "Курганмашзавод", где работают 12 тысяч человек, является градообразующим предприятием.
- Может быть, выход в более широком освоении продукции гражданского назначения? Какова сейчас доля гражданской техники в общем объеме производства?
- Около 70 процентов. Сейчас гражданская продукция превалирует. Хотя это все же не наш профиль. Соответственно, оставшиеся 30 процентов - это военная техника, в большинстве своем БМП и их модификации. В принципе эта цифра неплохая. На большинстве оборонных предприятий реализуемый объем профильной продукции не превышает 10-15 процентов.
Тем не менее, если упустить возможности, которые были предоставлены предприятию, в том числе и Министерством обороны, то следующий год для завода будет очень сложным, если не критическим.
- Какие же возможности?
- Прежде всего большой государственный заказ. Я хоть и упрекаю "Сибур" в неправильном отношении к предприятию, но должен признать, что компания попыталась исправить ситуацию, введя в совет директоров двух представителей "Рособоронэкспорта". Это было верное решение, поскольку завод имеет огромный экспортный потенциал. В результате уже в этом году получим заказ на экспорт БМП. Да и гособоронзаказ для наших Вооруженных сил также был увеличен почти вдвое.
Однако ситуация остается критической. И без вмешательства государства, думаю, обойтись вряд ли удастся. Считаю необходимым, чтобы хотя бы часть акций оборонного предприятия все-таки принадлежала государству. И его участие в судьбе предприятия должно стать более активным.
Перспективы могли бы быть неплохие. Культура производства и качество продукции у нас традиционно высокие. Завод имеет отвечающее современным требованиям технологическое оборудование. И хотя основная часть его эксплуатируется более двадцати лет, надежность оборудования в своем роде уникальна.
Нельзя сбрасывать со счетов и наметившуюся тенденцию к модернизации российской стороной уже существующих у иностранных армий БМП. "Курганмашзавод" сейчас предлагает много способов защитить технику прошлых поколений, в том числе и от высокоточного оружия.
В то же время то, что завод сохраняет возможность производства в нынешних условиях, является скорее исключением, так как многие другие предприятия, имея даже новое технологическое оборудование, не сумели сохранить себя в условиях рыночной перестройки. Здесь большую роль сыграли усилия коллектива и генерального директора В.Д. Дородного.
И все-таки собственники предприятия должны технологически перевооружать приобретаемые ими заводы. А тот же "Сибур" пока не вложил в развитие "Курганмашзавода" ни копейки.
Хотя, честно говоря, эта проблема характерна не только для "Курганмашзавода", но и для многих других предприятий оборонного комплекса, имеющих непрофильных собственников.
* * *
Когда верстался номер, было получено информационное сообщение, напрямую касающееся темы публикуемого интервью: "Йемен закупил в России БМП на 100 миллионов долларов". Вот такая ситуация.