Кинорежиссер Александр Сокуров в сентябре откроет свою мастерскую в Ереванском государственном институте театра и кино. «Я буду заниматься своей профессией. Буду учить молодых людей режиссерской профессии, поскольку я сам — кинорежиссер. Мне предложил ректор университета мастерскую, и мы приняли решение, что это возможно», — рассказал Александр Николаевич. В самом вузе заявили, что открытие мастерской Сокурова — «уникальная возможность для развития армянского авторского кино».
Для Александра Сокурова это во многом шаг вынужденный: в родной стране у всемирно известного режиссера, народного артиста РФ, дважды лауреата Государственной премии РФ практически не осталось возможностей для творческой самореализации. В октябре прошлого года Министерство культуры России без объяснений причин и вопреки действующей Конституции отказало картине Сокурова «Сказка» — монохромной притче о блужданиях Сталина, Гитлера, Черчилля и Муссолини по лабиринтам чистилища — в выдаче прокатного удостоверения, фактически запретив ее легальный показ на территории страны.
После этого режиссер заявил, что из-за негласного запрета властей больше не сможет ни снимать новые фильмы, ни показывать старые. Позже выяснилось, у него отняли возможность не только снимать кино, но и продюсировать и преподавать. Его некоммерческому фонду поддержки кинодебютов «Пример интонации», учрежденному в 2013 году, было отказано в государственном субсидировании. И это при том, что Сокуров — один из самых успешных кинопедагогов в стране. ВГИКу и другим кинематографическим вузам следовало бы брать с него пример.
Напомню, что Сокуров выпустил всего один курс (12 человек) из кабардино-балкарской мастерской в Нальчике. И оттуда вышли такие известные режиссеры, как Кантемир Балагов (фильмы «Теснота» и «Дылда»), Владимир Битоков («Глубокие реки» и «Мама, я дома»), Кира Коваленко («Софичка» и «Разжимая кулаки»), Александр Золотухин («Мальчик русский» и «Брат во всем»), Малика Мусаева («Клетка ищет птицу»). Их фильмы участвовали в Каннском, Берлинском, Венецианском и десятках других кинофестивалей и привозили оттуда и призы, и восторженные отзывы зрителей и критиков. А сами ребята не раз выражали искреннюю признательность своему мастеру. И вот теперь этот мастер, выпустивший впоследствии не менее успешный курс в Санкт-Петербурге (его ученики прогремели на ММКФ, в Шанхае, Пусане, Владивостоке), вынужден искать применение своим талантам за пределами родины.
«Конечно, мне надо работать. Я буду работать в данном случае в Ереване», — говорит режиссер. При этом он отрицает, что собрался навсегда уезжать из страны. «Когда я буду преподавать, я буду там жить, потом буду возвращаться в Петербург. А вы думали, что я эмигрирую туда? Разве кто-нибудь пожалеет об этом?» — горько шутит Сокуров.
Классическая ситуация: нет пророка в своем Отечестве. Если кто-то забыл про это мудрое высказывание, идущее из библейских времен, то вкратце напомню его смысл. Оно означает, что люди не верят в талант, истинность слов и поступков человека, который находится рядом с ними, не воспринимают его достижения на родине, чем обкрадывают самих себя. Кажется, это тот самый случай.